Прошедшая неделя характеризовалась ослаблением доллара, прежде всего по отношению к евро.
Сильное впечатление на рынок произвела отставка министра финансов США Пола О`Нила и руководителя группы экономических советников президента Лоуренса Линдсея. Как в содержательном отношении, так и в символическом уход двух ключевых чиновников дает основание для спекуляций по поводу изменения экономической политики США. В частности, еще несколько месяцев назад стало ясно, что Линдсей - противник планов проведения широкомасштабной военной акции против Ирака, причем именно по экономическим мотивам. Линдсей опубликовал в Wall Street Journal свою оценку стоимости антииракской кампании (200 млрд долларов), которая в четыре раза превышала официальные данные военных. По мнению Линдсея, выгоды от намечаемой операции неочевидны, в то время как опасное увеличение задолженности бюджета нанесет реальный ущерб экономике. После ухода О`Нила и Линдсея аналитики ожидают, что резко увеличится использование бюджетных (по сути, долговых) мер стимулирования экономики.
Заметим, что проблема бюджетной дисциплины обострилась уже в 2002 году. Согласно последним данным МВФ, за последний финансовый год госдолг увеличился на 421 млрд долларов (самое большое увеличение с 1991 года), причем этот процесс ускоряется. Так, за два месяца нового финансового года госдолг вырос на 115 млрд долларов. На эту проблему наслаивается падение притока иностранных инвестиций в США, происходящее на фоне рекордно высокого внешнеторгового дефицита. По мнению аналитиков, эти тенденции вызовут неминуемую девальвацию доллара.
Из выходивших экономических данных следует отметить резкое сокращение темпов роста потребительского кредита в октябре, что лишний раз подтвердило неэффективность монетарных методов стимулирования экономики в нынешних условиях. Уровень безработицы подскочил в ноябре с 5,7 до 6,0%. На таком уровне безработица в последний раз находилась в апреле 2002 года, а до этого - в июле 1994 года. Вместо прогнозировавшегося роста числа рабочих мест для 40 тыс. человек они, напротив, ровно на столько же сократились.
Курс евро подскочил 6 декабря до 1,0122 доллара и в течение последующей недели уверенно держался выше паритета с американской валютой. В то же время рост евро был обусловлен не столько его силой, сколько слабостью доллара. Из позитивных для евро факторов можно выделить разве что данные о внешнеторговом профиците Германии за октябрь (+11,1 млрд евро). В то же время промышленное производство в Германии в октябре сократилось сразу на 2,1% (наихудший показатель за полтора года). Кроме того, следует отметить падение индекса потребительских цен в ноябре на 0,4%, что указывает на развитие опасных дефляционных тенденций в крупнейшей экономике Европы.
Динамика курса фунта стерлингов отличалась повышенной волатильностью. Сначала фунт двигался в общем фарватере с остальными валютами, дорожая относительно доллара. Но после выхода 10 декабря данных об отрицательном сальдо торгового баланса Великобритании, которое достигло в октябре рекордных -3,6 млрд фунтов, курс британской валюты обрушился с 1,5837 до 1,5683 доллара. Однако падение было непродолжительным, и 11 декабря курс вырос до 1,5767 доллара за фунт.
Падение курса иены 6 декабря до 125,50 за доллар, вызванное скандальным заявлением министра финансов Японии Масадзюро Сиокавы о том, что доллар должен стоить 150-160 иен, сменилось новым ростом японской валюты после пересмотра в сторону повышения темпов роста ВВП за третий квартал до +0,8%. Курс поднимался до 122,50 иены за доллар. Дальнейшему укреплению иены мешали сомнения в устойчивости экономического роста в Японии - октябрьский индекс опережающих индикаторов, рассчитанный для этой страны, опустился ниже отметки 50, указывая на резкое замедление темпов роста ВВП. В результате после технического отката курс успокоился 11 декабря в районе 123,50 иены за доллар.
В результате разнонаправленных колебаний на фондовом рынке США основные индексы по итогам прошедшей недели практически не изменились: 11 декабря Dow Jones закрылся на отметке 8589 пунктов, S&P-500 - 905 пунктов, NASDAQ - 1397 пунктов.
После объявления об уходе в отставку Пола О`Нила и Лоуренса Линдсея цена на золото (фьючерс ближайшей поставки) во время торгов 6 декабря поднималась в Нью-Йорке до 330 долларов за тройскую унцию, вплотную подойдя к многолетнему максимуму. Несколько дней участники рынка безрезультатно ждали прояснения позиций их преемников, а многие фонды решили воспользоваться неопределенной ситуацией, чтобы зафиксировать прибыль. В результате фьючерсная цена на золото скорректировалась к 11 декабря до 325,50 доллара за тройскую унцию.
Цены на нефть испытывали тенденцию к росту: 11 декабря стоимость фьючерса в Нью-Йорке составила 27,40 доллара за баррель.
При подготовке рубрики использовались данные информационного агентства "МФД-Инфоцентр" и МДМ-банка