Пронесло

Галина Костина
16 декабря 2002, 00:00

Неурожай у стран-конкурентов и госинтервенции на этот раз российский зерновой рынок спасли. Но агрофирмы уже устали работать в форс-мажоре, они хотят наперед знать правила игры

Напомним, что в этом году Россия собрала неожиданно большой урожай. Первые робкие прогнозы в 70 млн тонн были c лихвой перекрыты. Получилось 87 млн плюс 16 млн тонн остатков. Крестьяне взвыли: сразу после уборки урожая цены стали стремительно падать и хозяйства вынуждены были продавать его чуть не в убыток, чтобы набрать денег на сев озимых.

Рынок удалось выправить благодаря двум обстоятельствам: чрезвычайно благоприятной мировой конъюнктуре, что позволило резко увеличить экспорт и снять напряжение в южных регионах, и госинтервенциям, хоть и запоздавшим, но достаточно успешным и поддержавшим цены на Урале и в Сибири.

Экспортный взрыв

По данным руководителя компании "МТС-Зерно" Романа Сочавы, с 1 июля (с начала зернового года) Россия экспортировала уже 5,9 млн тонн зерна (в прошлом году за тот же период - 2,3 млн). Даже в ЕС было отгружено 1,6 млн тонн (отчасти этому поспособствовали нулевые импортные пошлины ЕС). В этом зерновом году, по прогнозам экспертов, экспорт будет рекордным. Аналитики группы компаний ОГО говорят о 10-12 млн тонн, президент Зернового союза Аркадий Злочевский - о 12 млн, гендиректор компании "Разгуляй-Зерно" Алексей Иванов - о 14 млн. Для сравнения: в прошлом году продано было 7,4 млн тонн зерна. Крупные игроки увеличивают свой экспорт практически втрое, "Разгуляй", например, в этом году рассчитывает экспортировать 1 млн тонн. Примерно столько же и "Агрос".

Такая активность отечественных экспортеров объясняется, с одной стороны, неурожаем в основных зернопроизводящих странах - США, Канаде, Австралии, а с другой - достаточно низкими внутренними ценами. Эти два фактора позволили нашим экспортерам не только увеличить объемы, но и серьезно расширить географию отгрузок. В сентябре, к примеру, мы отправляли зерно в 36 стран. Впервые в этомг оду нашу пшеницу, по данным "МТС-Зерно", закупили Швеция, Франция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Афганистан, Ирак. Ячмень - Румыния, Ливан и Словения. "Наши цены были самыми конкурентоспособными на мировом рынке, и это позволило нам увеличить объемы поставок в развивающиеся страны, для которых фактор низкой цены имеет большое значение", - говорит руководитель департамента маркетинга компании "Агрос" Николай Демьянов.

Рекордный экспорт стал возможным еще и потому, что компании стали вкладывать значительные средства в инфраструктуру портов. Еще совсем недавно мы говорили о том, что у России не хватает перевалочных мощностей для экспорта. Но, по словам Аркадия Злочевского, они растут не по дням, а по часам. Так, если в прошлом году через Новороссийский порт было отгружено 1,5 млн тонн, то в этом будет 2,5 млн. Всего же, по прогнозам г-на Злочевского, через российские порты пройдет 7,5 млн тонн (в прошлом году - 5 млн).

Некоторое снижение железнодорожных тарифов позволило увеличить отгрузки в порты Балтии и Украины. Правда, все игроки жалуются на страшный дефицит вагонов, и сейчас во многих компаниях задумываются, не инвестировать ли самим средства в вагоностроение.

Но единого мнения про поводу экспортных перспектив нашего агропрома у аналитиков нет. Никто не может гарантировать, что нынешний "взрывной" экспорт станет для зерновиков закономерным. Директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько полагает, что нынешний год может стать трамплином для завоевывания мировых рынков. "Я считаю, что мы будем экспортировать значительные объемы. Мы посчитали, что в среднесрочной перспективе объемы экспорта могут варьироваться от четырех до пятнадцати миллионов тонн. Это будет зависеть от валовых сборов и политики государства в области животноводства. Но факт, что мы уже закрепляемся на многих рынках и при конкурентной цене можем работать с ними и дальше". В крупных компаниях, судя по всему, планируют долгосрочный экспорт, не зря же они строят в российских портах дополнительные перевалочные мощности.

Электронные торги

Цены на зерно в южных регионах стали подниматься прежде всего за счет активного экспорта, об этом свидетельствует тот факт, что южане практически не воспользовались еще одним механизмом регулирования цен - госзакупками. Госинтервенции помогли стабилизировать цены на Урале и в Сибири, отчасти в Поволжье. "Уже само принятие решения о проведении интервенций на заседании правительства 19 сентября положительно повлияло на рынок, участники рынка уже знали, что они состоятся, и цены перестали падать, - говорит Аркадий Злочевский. - Конечно, с их началом правительство опоздало. Но я, зная, как продвигаются подобные решения, могу утверждать, что закупки не могли состояться раньше".

Хотя Минсельхоз еще весной вносил предложение об интервенциях, отмечает Злочевский, в правительстве нашлось немало оппозиционеров. Да и трудно было рассчитывать на средства из бюджета, поскольку 2003 год - год возврата больших внешних долгов. В августе, когда стало ясно, что урожай велик, хватились - и решение было принято, и 6 млрд рублей нашлось (кредит Сбербанка под гарантии правительства).

Интервенции, по словам Злочевского, проходят успешно. На первую декаду декабря было закуплено 1,7 млн тонн. А залоги внесены на 3,5 млн тонн. Нынешний механизм участники рынка находят близким к идеальному: он вполне демократичный и прозрачный. Сделки проводятся путем электронных торгов на восьми биржевых площадках в разных регионах России. То есть любой производитель может подъехать в ближайший город и продать на бирже партию зерна. Правда, некоторые аналитики утверждают, что большинство сделок проводят в основном крупные компании, рядовым же председателям бывших колхозов, а ныне АО, еще долго нужно объяснять, как осуществлять сделки на электронной бирже. Но, как утверждает Аркадий Злочевский, "продвинутых" колхозников тоже находится немало.

Во всяком случае, сейчас в торгах участвует более 250 продавцов, а не 12 избранных, как в прошлом году. Пусть 250 игроков - не так много, но сам факт торгов, а особенно активно они пошли на Урале, в Сибири, чуть меньше - в Поволжье, повлиял на рост цен. Сейчас средневзвешенная цена торгов на пшеницу III класса составляет 2166 рублей за тонну. До торгов в Сибири она продавалась по 1700-1800 рублей, в среднем же по рынку, по словам аналитика группы компаний ОГО Рудольфа Булавина, цены поднялись на 100-150 рублей за тонну. Похоже, что зерновые интервенции захватят и начало следующего календарного года. Так, Алексей Иванов считает, что на февраль-март следовало бы зарезервировать некоторый объем средств - как минимум на покупку 1,5 млн тонн, потому что в это время может начаться спад цен, а хозяйства будут нуждаться в средствах для подготовки к посевной.

В этом году АПК может перевести дух: зерновые интервенции удались. Но решение об их проведении принималось в авральном режиме. И сейчас самое важное - добиться от правительства принятия такого постановления, которое бы включало механизм интервенций автоматически, при появлении необходимости.

Не надо стесняться

В этом году зерновой рынок спасли экспортный взлет и интервенции. Но нельзя забывать и о третьем стабилизирующем факторе - увеличении внутреннего потребления фуражного зерна. Потреблять кормового зерна больше будут только тогда, когда начнет активно развиваться животноводство, это азбучная истина. Но сейчас на кормовые цели уходит, по разным оценкам, от 34 до 39 млн тонн зерна. А еще лет 12 назад - 75 млн. И если бы Россия производила дополнительно такой объем мяса, который она ежегодно импортирует (примерно 2,5 млн тонн), то объем потребления фуража увеличился бы на 11 млн тонн.

Как тонко заметил один из игроков: "Нам нужна не авральная политика жареного петуха, а живой курицы". Что и экономически вполне резонно, поскольку мясо стоит куда дороже, чем зерно.

Рост спроса на мясную продукцию увеличивается примерно на 10% в год, и инвесторы понимают, что он может повлиять и на рост объемов фуража российского производства. Но, как известно, субсидируемое прямо или косвенно импортное мясо дешевле, стало быть, с ним трудно конкурировать. В этом году, в отличие от прошлого, рост поголовья птицы почти незаметен: по данным ИКАР, он составил всего лишь 0,1 против 5% в прошлом году. Поголовье свиней сократилось на 5%, крупного рогатого скота - на 1,5%.

"Мы уже года два пытаемся пробить механизм тарифного квотирования на ряд позиций, в том числе и на мясо, - говорит Аркадий Злочевский. - И эти семь позиций, кстати, заложены в наших условиях на переговорах по ВТО. К сожалению, у Минсельхоза есть противники". Речь прежде всего о ведомстве Германа Грефа, которое считает, что преференции российскому агропрому только повредят.

"Я не понимаю упорства некоторых наших чиновников, - продолжает Аркадий Злочевский, - во всем мире выработан механизм особого отношения к сельскому хозяйству: если все прочие отрасли регулирует экономическое ведомство, сельское хозяйство - аграрное. Не случайно в ЕС все вопросы по сельскому хозяйству решает совет сельских министров, не случайно на переговорах в ВТО условия по сельскому хозяйству выделяются особо". Да, в Европе и во всем мире пытаются ограничивать протекционизм, но при этом в ЕС все еще остаются и механизмы субсидий, и механизмы тарифного квотирования на десятки позиций, а в других странах - на сотни. Мы же, похоже, хотим быть либеральнее планеты всей и свой аграрный колосс на глиняных ногах приравнять ко всем прочим отраслям. Между тем если мы до вступления в ВТО не будем применять методы тарифного квотирования по определенным позициям или, к примеру, субсидирования экспорта, то, по правилам ВТО, мы их уже не сможем ввести".

Минсельхоз уже подготовил концепцию развития рынков, учитывающую и предложения агрокомпаний. И там обозначены многие необходимые для нормального развития АПК меры: механизм интервенций, включающийся автоматически, стимулирование животноводства с помощью ограничения импорта мяса квотами, стимулирование экспорта с помощью преференций для инвестирующих в дополнительные портовые мощности, снижение железнодорожных тарифов, возможное субсидирование экспорта, создание торговых представительств в странах - импортерах нашего зерна и прочего продовольствия, стимулирование биржевой торговли и т. д.

Концепция внесена в правительство, но не все ее поддерживают. И судя по тому, с каким скрипом проходит любая инициатива Минсельхоза, этому ведомству явно не хватает политической воли, чтобы ее отстоять. Однажды на пресс-конференции наш аграрный министр Алексей Гордеев проговорился о том, что Минсельхоз стесняется защищать свои рынки, а не надо бы.