Табачный бунт

Русский бизнес
Москва, 23.12.2002
«Эксперт» №48 (354)

Несколько оптовых табачных компаний из Оренбурга, Самары, Тольятти и других городов Поволжья создали "Уральско-Приволжскую ассоциацию табачных оптовиков". Главная цель ассоциации - вытеснение с рынка продукции компании British American Tobacco (BAT), которой принадлежат марки сигарет Kent, Vogue, Lucky Strike, "Ява золотая". Сигареты производятся на российских фабриках "БАТ-Ява" (Москва), "БАТ-СТФ" (Саратов) и "БАТ-СПб" (Санкт-Петербург).

Учредители ассоциации намереваются "снизить долю дистрибуции BAT на своей территории". Для этого оптовики начнут продавать сигареты BAT с наценкой в 15% (при том что сейчас она составляет 5-6%). Предполагается, что подобная политика дестабилизирует ценовое позиционирование брэндов BAT. В своей борьбе "бунтовщики" готовы даже "дискредитировать продукцию BAT на уровне конечного потребителя". Правда, механизм осуществления намеченной дискредитации не раскрывается. Видимо, столь резкое заявление сделано для привлечения внимания общественности.

Демарш табачных оптовиков стал результатом действий BAT и ее эксклюзивного дистрибутора в регионе - компании SNS. Они активно налаживают прямые связи с розницей и оказывают давление на партнеров, предлагая снизить оптовую наценку. "Создателей ассоциации не устраивает то, что SNS открывает собственные склады и работает по четкой ценовой модели, предполагающей фиксированную двухпроцентную наценку оптовиков, - говорит Олег Смирнов, генеральный директор компании SNS. - Местным оптовикам, видимо, хочется получать больше". В свою очередь, "бунтующие" компании утверждают, что предлагаемая BAT наценка не позволит им даже окупать доставку.

В BAТ пока не намерены идти на уступки. Отстаивая свою позицию, здесь апеллируют к закону: "Если заявления ассоциации действительно отражают намерения неких компаний, то подобные действия содержат в себе признаки серьезных нарушений действующего уголовного и антимонопольного законодательства", - считает Дэвид Стир, директор по маркетингу "БАТ-Россия". А SNS сразу же перестала отпускать продукцию "опальным" табачникам. Кроме того, в срочном порядке был организован новый склад в Оренбурге (в Самаре и Тольятти они уже функционируют).

По мнению наблюдателей, подобный конфликт - естественное явление для табачного рынка, уже третий год находящегося в ситуации перепроизводства. В этих условиях для производителя низкие цены становятся основным инструментом сохранения объемов продаж. Но для эффективного давления на региональных партнеров у гигантов табачной индустрии недостаточно развита региональная дистрибуция. На SNS приходится лишь 15% продаж в розницу в Урало-Поволжском регионе. Поэтому поставщики не могут отказаться от сотрудничества с местными оптовиками. Последние и пользуются ситуацией в естественном стремлении не упустить собственную выгоду.

По словам Виктора Стефашина, директора информационно-аналитической службы ассоциации табачных дистрибуторов "Грандтабак", ВAТ в итоге будет вынуждена уступить. Он полагает, что ситуация будет развиваться по уже

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (354) 23 декабря 2002
    Приватизация "славнефти"
    Содержание:
    Одно разочарование

    На аукционе по продаже госкомпании "Славнефть" не было реальной конкуренции, что не позволило ни определить справедливую цену российской нефтянки, ни пополнить бюджет тремя миллиардами долларов

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама