Морозное эхо Италии

Культура
Москва, 23.12.2002
«Эксперт» №48 (354)

Двадцать второй фестиваль "Декабрьские вечера" в ГМИИ имени Пушкина в очередной раз стал суперэлитным форумом классической музыки, где каждый из трехсот гостей знает друг друга в лицо. Билеты не дороги - их просто невозможно достать. Фестиваль славен рафинированным составом участников, который раньше утверждал лично отец-основатель "Вечеров" Святослав Рихтер, а теперь его преемник - Юрий Башмет. В нынешней программе - "Хаген-Квартет" из Австрии, британский коллектив Hilliard Ensemble и итальянский II Giardino Armonico. В русской программе выступают артисты Мариинского театра, Квартет имени Бородина и, как ни удивительно, "Виртуозы Москвы", которых Башмет пригласил на "Вечера" невзирая на сложные отношения с руководителем оркестра Владимиром Спиваковым.

В этом году фестиваль посвящен итальянской музыке. Однако помимо многочисленных итальянцев, от Перголези до Нино Рота, в программе - Шнитке, Гендель, Моцарт и даже Шостакович, чье творчество организаторы изобретательно определили как "эхо итальянской музыки".

Если музыкальная программа "Вечеров" охватывает разные времена и стили, то их живописные декорации полностью отданы XVIII веку. Две выставки ("Живопись Венеции XVIII века из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина" и "Поэзия реальности. Картины венецианских художников XVIII века из коллекции Банка Интеза") отражают две самые расхожие маски Венеции века Казановы: непобедимая владычица морей и кокетка на любовном свидании. Первую маску сотворили мастера живописной ведуты, главной заботой которых было как можно точнее запечатлеть архитектуру и пышные церемонии. Антонио Каналетто и его племянник Бернардо Белотто возвели портретирование города в ранг высокой поэзии. Их картины - один бесконечный гимн жемчужине Адриатики.

Другую Венецию воспевал Пьетро Лонги, ближайший друг Карло Гольдони. Его главные герои - галантные кавалеры и дамы в масках. Гольдони сказал как-то, что у Лонги "кисть, ищущая правды". С тех пор художника принято считать едва ли не реалистом. Возможно, во времена Гольдони он и мог выглядеть таковым - особенно на фоне помпезной живописи Каналетто. Но сегодня его "уличные сценки" воспринимаются как продолжение мифа о Венеции - городе, где карнавал длится круглый год и где маска - самая необходимая деталь туалета.

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (354) 23 декабря 2002
    Приватизация "славнефти"
    Содержание:
    Одно разочарование

    На аукционе по продаже госкомпании "Славнефть" не было реальной конкуренции, что не позволило ни определить справедливую цену российской нефтянки, ни пополнить бюджет тремя миллиардами долларов

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама