Баррикада между государством и обществом

Политика
Москва, 23.12.2002
«Эксперт» №48 (354)

В каких отношениях должны находиться СМИ и государство, чтобы стало возможным существование гражданского общества? В течение трех дней это пытались понять участники семинара "Институт свободных СМИ", проходившего в подмосковном Голицыне в середине декабря и организованного Московской школой политических исследований. Ответа, как водится, так и не нашли.

Западные эксперты в лице Джона Ллойда, выходца из хрестоматийно демократичной Великобритании, редактора авторитетного журнала New Statesmen, призывали относиться к государству со "здоровым" и "неагрессивным" недоверием. Позиции же отечественных специалистов разделились. Депутат Госдумы Владимир Рыжков представляет себе нынешние СМИ как своего рода баррикаду между государством и обществом. А главный редактор "Известий" Михаил Кожокин считает, что общество в любом случае должно выстраивать нормальные взаимоотношения с властью, а СМИ - явно часть этого общества.

Проблема, однако, в том, что прежние механизмы взаимодействия СМИ и власти не работают (и на Западе в том числе). Связано это с перестройкой самой власти. Так, по мнению редактора веб-сайта газеты Guardian Бенжамина Вегг-Проссера, в Великобритании двухпартийная политическая системы приходит в упадок. Если в 1970 году ее поддерживало 91,5% британцев, то в 2001 году сторонников у нее оказалось лишь 75%. Это позволяет предположить, что от преимущественно двухпартийной системы, отражающей классовый характер общества, мир переходит к системе партий различных сообществ (наиболее яркий пример подобного рода партий - "зеленые"). Падает и доверие избирателей к СМИ и политикам. Так, в период выборов телевидению доверяет лишь 12% британцев, газетам - 7% , друзьям - 5%, а рекламе - всего лишь 2%.

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (354) 23 декабря 2002
    Приватизация "славнефти"
    Содержание:
    Одно разочарование

    На аукционе по продаже госкомпании "Славнефть" не было реальной конкуренции, что не позволило ни определить справедливую цену российской нефтянки, ни пополнить бюджет тремя миллиардами долларов

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама