При составлении списка крупнейших российских лизинговых компаний нам пришлось отказаться от уже сложившейся в мире практики. Дело в том, что обычно в качестве главных критериев наши коллеги используют размер активов компании или объемы заключенных договоров. И в принципе они совершенно правы. Однако использование международных стандартов в России приводит к обескураживающим результатам. Компании, словно "летучие голландцы", то выбиваются в лидеры, то исчезают за пределами списка на следующий год.
Причина в двух особенностях отечественного лизинга. Первая - это так называемые налоговые схемы. Если компания на них специализируется, то нет ничего удивительного в том, что буквально в течение месяцев она может меняться в размерах в десятки раз. Списки страховых компаний, например, блестяще демонстрируют это на протяжении многих лет.
Другой причиной является специфика деятельности большого числа лизинговых компаний, созданных при ФПГ или государственных органах. Получив финансирование, такие компании оказываются на первых местах в рейтинге, однако год спустя они могут стремительно опуститься в низ списка или вообще исчезнуть из рейтинга.
Мы составили рейтинг, исходя из объемов рыночного бизнеса (в той мере, насколько это реально оценить, см. "Методы и информация").
По нашим данным, объем профинансированных средств по договорам лизинга пятьюдесятью крупнейшими лизинговыми компаниями России к концу этого года составит около 900 млн долларов. Это 171% от аналогичного показателя за прошлый год. Общий же объем рынка (с учетом авансов лизингополучателей, доходов лизинговых компаний, а также данных компаний, не вошедших в рейтинг) можно оценить в 2,5 млрд долларов.
Отношение лизинговых платежей, полученных компаниями за 9 месяцев текущего года, к профинансированным ими средствам за этот период составляет 287%. Это показатель говорит о том, что в течение трех-четырех предшествующих лет (таков средний срок лизинговой сделки) лизинговые сделки компаний, входящих в рейтинг, реально ими финансировались, а не использовались в качестве "серой" схемы, когда сумма аванса лизингополучателя сразу покрывает большую часть сделки. Аналогичной была ситуация и в 2001 году (см. график 1).
В рейтинге представлены все сегменты российского лизингового рынка - и по своему происхождению, и по видам лизинговых активов, и по типам клиентов. В числе первых двадцати компаний в одном ряду стоят лизингодатели дорогостоящего телекоммуникационного оборудования (например, "РТК-Лизинг", "Промсвязьлизинг"), самолетов ("Ильюшин финанс", Авиационная лизинговая компания "Туполев") и лизинговые компании для малого бизнеса (Московская лизинговая компания - МЛК, "Дельта Лизинг"). Это говорит о том, что лизинговый бизнес может быть эффективным и значительным по объему практически в любом сегменте рынка.
Тенденции рынка
Прежде всего рынок сейчас ориентируется на ликвидность лизингового оборудования. Самые надежные, с точки зрения инвестора, сектора наиболее динамичны. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга. Далеко не все оборудование ликвидно: например, в портфеле компании "Райффайзенлизинг" (а она строже многих подходит к ликвидности, см. "Первый росток промполитики") лишь в 40% сделок оборудование является единственным обеспечением. В случае МЛК этот показатель еще меньше - 15-18%.
Лизинговый бизнес крайне устойчив. По результатам опроса участников рейтинга, за всю историю их деятельности убытки от дефолтов лизингополучателей в среднем составили 1,1% (максимальное значение - 10%). Но и эти убытки были частично возмещены. За счет продажи имущества на вторичном рынке, передачи в релизинг или иными способами в среднем удавалось вернуть 37%. Эти данные подтверждаются и нашими углубленными интервью с руководителями лизинговых компаний. Реальной же проблемой лизингодателей являются задержки лизинговых платежей вследствие совершенно разных причин, не подходящих под классическое определение дефолта.
Лизинг укрупняется. В первую очередь это обусловлено стремлением снизить риски. Укрупнение идет как с точки зрения отдельных сделок (например, средняя сумма лизингового платежа за год выросла на 22%), так и самих компаний (например, недавно компании "С. А. Лизинг", "Сиал-Лизинг" и "Лизинг-финансы" объединились в рамках группы "Лизинг холдинг"). Укрупняясь, лизинговые компании могут быстрее наращивать собственный капитал, эффективнее привлекать внешнее финансирование, получать синергический эффект от объединения клиентских баз.
Еще одной типичной характеристикой рыночно ориентированных компаний является наличие долгосрочных отношений с поставщиками. Дело в том, что такие отношения дают лизинговой компании множество преимуществ - это и доступ к товарным кредитам, и гарантии обратного выкупа оборудования в случае нарушения договора лизингополучателем, и скидки на партию продукции, и обеспечение сервисного обслуживания поставленного оборудования, и т. д. (см. график 2).
Данные рейтинга свидетельствуют, что рост объемов финансирования происходит в основном за счет собственных и привлеченных средств (см. график 3). В 2002 году уменьшилась доля средств учредителей. "В принципе эволюция источников финансирования лизинговых компаний во всем мире идентична, - считает менеджер по развитию бизнеса компании 'Дельта Лизинг' Вячеслав Шилин. - Сначала лизинговые компании финансируют свою деятельность из собственного капитала или из средств учредителей. Следующий шаг - привлечение кредитов от поставщиков или производителей оборудования. Затем следуют средства международных финансовых институтов по развитию (ЕБРР, МФК) и экспортно-импортных агентств. Затем, сформировав свою кредитную историю, лизинговые компании получают возможность выхода на рынки частного капитала. На этом этапе становится возможным привлечение средств и на международном рынке".
По мере увеличения объема финансируемых средств растут и сроки проектов (см. график 4). Уверенно увеличивается доля сделок сроком три-пять лет; а вот сделок сроком менее года вообще не было заключено (отчасти это объясняется и тем, что по таким сделкам не практикуется значительный временной разрыв между заключением сделки и финансированием).
Становясь независимыми, лизинговые компании могут привлекать больше и на большие сроки. Именно таким компаниям предстоит пройти весь путь, начавшийся со средств учредителей, а заканчивающийся на международном рынке финансирования. "Ключевыми факторами для принятия решения о финансировании российской лизинговой компании для нас являются не только ее финансовые показатели, - говорит Грэг Алтон, руководитель группы по развитию лизинга в России Международной финансовой корпорации, недавно начавшей инвестировать в российские лизинговые компании. - Компания должна также иметь хорошо продуманную стратегию развития, хороший опыт работы, диверсифицированный портфель сделок и занимать ведущее положение на рынке".