Ушедший и наступивший

13 января 2003, 00:00

Российские бизнесмены о свох результатах в 2002 году и прогнозах на 2003 год

Рынок для всей семьи

Андрей Яновский, директор по продажам и маркетингу компании "Нидан": "Агрессивная маркетинговая политика позволит нам в среднесрочной перспективе выйти на лидирующие позиции"

- В 2002 году "Нидан" значительно укрепил свои позиции на соковом рынке во всех сегментах выпускаемой продукции - соки класса "премиум" "Чемпион", соки и нектары для всей семьи "Моя семья" и витаминизированные напитки "Да!". объем производства за 2002 год увеличился более чем на 100% по сравнению с 2001 годом. Прирост в денежном выражении составил 69%. Наиболее существенных результатов "Нидан" добился в самой рентабельной части сокового рынка - соки и нектары для среднего класса, где сильна конкуренция профильных соковых брэндов. Так, если за три квартала 2001 года компания произвела в этом секторе 39 млн литров, то за тот же период 2002 года - в три раза больше. По имеющимся оценкам, сегодня мы входим в четверку лидеров на отечественном рынке производства натуральных соков и соковой продукции. Наша доля рынка составляет 13%. Сегодня мы владеем заводом "Нидан-Экофрукт" в Новосибирске, заводом на Украине, а также заканчиваем строительство завода в Московской области мощностью 360 млн литров в год. В ближайшие годы "Нидан" планирует и дальше продолжать инвестировать в производство в соответствии с потребностями рынка.

Лучший год

Директор по маркетингу корпорации Rostik Group Сергей Кондаков надеется, что в новом году его компания станет самым крупным оператором российского ресторанного рынка

- 2002 год был наиболее удачным за все время существования нашей корпорации на российском ресторанном рынке. В минувшем году число ресторанов Rostik Group увеличилось на 70% - на 10-20% больше, чем в предыдущие годы. Это связано, на наш взгляд, с бурным ростом спроса на отечественном потребительском рынке. Хорошие показатели бизнеса позволили нам в прошлом году первыми из игроков российского ресторанного рынка выйти на фондовый рынок, разместив облигационный заем.

Мы собираемся и далее так же плодотворно использовать высокую потребительскую активность. К известным нашим брэндам, таким как "Ростик`с", "Патио Пицца", "Т. Ж. И. Фрайдис", в этом году присоединятся и брэнды ресторанов нового формата - "Азабу", "Бенихана". Кроме того, в 2003 году мы начнем развивать сеть собственных кофеен "Мока Лока". Уже в течение января 2003 года в столице заработает 13 наших новых ресторанов. Таким образом, в новом году мы обгоним по числу своих ресторанов компанию McDonald`s и станем самым крупным оператором ресторанного рынка в Москве.

Макароны по-сибирски

Генеральный директор холдинга "Алтан" Валерий Покорняк уверен, что на насыщенном рынке макаронных изделий можно работать с высокой рентабельностью

- Несмотря на то что отечественный рынок макарон сегодня близок к насыщению, мы продолжаем работать на нем с рентабельностью 40-45%. И могу сказать, что сегодня это очень неплохая рентабельность в условиях жесткой конкуренции на рынке. В то время как рост всего рынка макарон в России составил в 2002 году не более 7-10%, темпы роста производства макарон холдинга "Алтан" были 30%. И это при том, что новую линию производства продукции - макарон класса "премиум" - мы запустили только в конце года. Если бы это удалось сделать раньше, то наши показатели были бы на порядок выше.

На 2003 год у нас планы довольно амбициозные. Мы планируем в два-два с половиной раза увеличить годовой оборот и выйти на макаронный рынок Центральной России (сегодня фирма "Алтан" - лидер на рынке макарон Сибири). Этих целей мы намерены добиться, действуя в трех направлениях: наращивание собственных мощностей, развитие у себя системы аутсорсинга и расширение зонтичного брэнда. Кроме того, мы начинаем готовиться к покупке нескольких крупных российских макаронных фабрик.

В 2003 году мы планируем включить в состав холдинга сельскохозяйственный банк и лизинговую компанию.

Год экстенсивного роста

Сергей Бакий, менеджер компании "Арбат-престиж", полагает, что спрос на качественную косметику и парфюмерию пока не насыщен

- За прошедший год мы проводили активную экспансию на розничном рынке - число наших магазинов "Арбат-престиж" выросло с трех до двенадцати. Если раньше магазины нашей сети были сосредоточены только на юге Москвы, то сегодня она охватывает все районы столицы, в том числе центр.

Решение о расширении было принято около полутора лет назад - исследования показали, что столичный рынок еще далеко не насыщен. Клиенты либо шли на мелкооптовые рынки, торгующие "серой" продукцией, либо в мелкоформатные магазины косметики, которые не могли предложить ни ассортимента, ни льгот и скидок, доступных сетевой крупноформатной торговле. В наступившем году мы планируем открыть еще несколько магазинов в столице и двигаться в регионы, в первую очередь в Санкт-Петербург.

Цифровые платежи

По мнению Александра Покровского, исполнительного директора группы e-port, в этом году электронные платежи проникнут во многие сферы услуг

- Наша компания - лидер московского рынка оплаты услуг через Интернет. В декабре 2002 года по сравнению с декабрем 2001-го наш оборот вырос в двадцать раз. Всего за 2002 год он достиг 43 млн долларов. В основном наш прошлогодний рост был обеспечен дилерами предоплаченных карт сотовой связи и доступа в Интернет. Мы предложили им более удобный по сравнению с традиционным способ приема платежей за услуги связи. Пользуясь разработанной нами электронной системой e-port, дилеры смогли снизить свои транзакционные издержки и риски, связанные с продажей предоплаченных карточек с ограниченным сроком действия.

В наступившем году мы планируем выйти за пределы Интернета - наша система уже начала принимать платежи с помощью SMS-сообщений, посылаемых с любого телефона стандарта GSM. Мы намереваемся также расширить спектр услуг, которые можно оплатить в системе e-port. Весьма перспективным нам представляется туристический сектор: электронные платежи между туроператорами и турагентствами, при оплате мест в гостиницах, билетов на самолет и так далее. Кроме того, мы присматриваемся к рынку продажи билетов на зрелищные мероприятия. Сейчас билеты в театр, на концерты существуют только в бумажном виде. Надо создать новый способ оплаты -цифровой билет. И мы совместно с несколькими партнерами начали формировать этот рынок. Наша цель - единая система бронирования и оплаты билетов на все зрелищные мероприятия.

Главное преимущество - сервис

Заместитель генерального директора компании "Комус" Анатолий Кулиш считает, что у его компании нет конкурентов

- Сегодня на рынке товаров для офиса на компанию "Комус" приходится до 25%. Мы являемся и лидерами в закупках - до 50% поставок бумаги и канцелярии в Россию осуществляется нашей компанией. 2002 год был для нас успешным, прежде всего в развитии корпоративного направления бизнеса, розничной торговли и создании региональной сети. На сегодняшний день благодаря созданной нами сети торговых представителей мы имеем порядка 40% всех корпоративных клиентов в Москве. В 2002 году число наших розничных магазинов достигло 33 (наши ближайшие конкуренты имеют восемь магазинов).

Наша главная стратегическая задача в прошлом году состояла в развитии оперативного уровня сервиса. Мы первыми на рынке наладили бесплатную доставку любого товара. Сейчас мы работаем над тем, чтобы максимально сократить время доставки. Для этого мы оптимизировали ассортимент, жестко контролируем его наличие и параллельно активно инвестируем в складскую инфраструктуру. Сервис - сегодня главное преимущество на канцелярском рынке, ассортимент и цена для большинства корпоративных и розничных клиентов уже не так важны.

В минувшем году мы открыли 13 региональных представительств. Сначала мы выступали там как оптовое и розничное звено, сейчас мы уже стали активно работать над "окучиванием" корпоративных клиентов. Увеличение их числа будет нашей главной региональной задачей в нынешнем году.

В Московском регионе мы будем продолжать удерживать наши позиции - совершенствовать ассортимент и набор сервисных услуг. Мы уже начали работать над компьютеризацией наших складов, следующим шагом будет доведение до автоматизированного уровня сообщения между магазинами и центральным складом.

Экспансия российского телевизора

Генеральный директор ТПК "Бытовая электроника 'Сокол'" Дмитрий Тиманов утверждает, что доверие покупателей к российским телевизорам выросло

- По сравнению с 2001 годом объем производства телевизоров под маркой "Сокол" увеличился на 74%. Активный рост производства нашей компании в этом году был обусловлен как общерыночными, так и внутренними факторами. Для 30-40% отечественных домохозяйств в этом году стала реальной замена старого телевизора советских времен на новый. Этому помогло снижение цен на отечественные телевизоры в 2002 году в среднем на 10-15% - результат гиперконкуренции на рынке. Что касается внутренних факторов, то производственный потенциал и дополнительные инвестиции позволили нашей компании в 2002 году существенно увеличить объемы производства. Значительно расширилась сеть сервисных центров. Соответственно, выросло доверие покупателей к нашим телевизорам и увеличился сбыт. Сейчас телевизоры "Сокол" представлены в 82 российских городах.

В 2003 году мы запланировали дальнейшее увеличение производства телевизоров. Сейчас ведутся технологический анализ и ряд переговоров о расширении ассортимента техники "Сокол". Не хотелось бы предвосхищать события, скажу только, что, возможно, уже в 2003 году в продаже под маркой "Сокол" будут не только телевизоры, но и DVD-плейеры, а также другая техника. Модернизация планируется и в телевизионном ассортименте: уже в феврале ряд линеек будет выпускаться с монокристаллическим цифровым видеопроцессором, будут запущены новые линейки. В плане продаж предусмотрены дальнейшее расширение дилерской сети, охват новых регионов и рынков сбыта.

Лидерство в Москве и движение в регионы

Николай Прянишников, первый вице-президент АО "Вымпелком", считает, что его компания стала пионером во многих телекоммуникационных продуктах и услугах

- В 2002 году доходы компании увеличились более чем на 80%, число абонентов - более чем в два с половиной раза. Конечно, очень сильно рос и сам рынок, что нам помогало. В Московском регионе, наиболее насыщенном рынке с жесткой конкуренцией, наша доля выросла с 46,5 до 52%. Я думаю, это произошло потому, что нам удалось подтвердить лидерство в новых продуктах, услугах и сервисе; создать имидж высокотехнологичной компании. Это очень важно в такой сфере, как сотовая связь. Если на начало года неголосовые услуги занимали 6% в общих доходах компании, то на конец года - около 10%. Кроме того, мы осваивали регионы. Если год назад за пределами Москвы работало лишь несколько сетей, которые обслуживали около 100 тыс. абонентов, то сейчас наши сети работают в 39 регионах и имеют более 1 млн абонентов.

Наша цель в 2003 году - стать общероссийским оператором, ведь 39 регионов, в которых мы работаем сегодня, - это еще только пол-России. В Москве мы ориентированы на сохранение лидерства, увеличение доходов и прибыли. Мы будем развивать технологии GPRS, MMS, информационные и развлекательные услуги, услуги позиционирования. В 2002 году мы инвестировали в бизнес около 500 млн долларов, в 2003 году будет примерно столько же или даже немного больше.

Наступивший год будет критическим

Вадим Бахтов, начальник отдела общественных связей ОАО МК "Шатура" полагает, что развитие мебельного рынка будет во многом зависеть от таможенной политики властей

- Темпы роста компании в этом году замедлились. Если раньше ежегодный рост составлял примерно 20%, то в этом году рост не превысит 8-10%. Внутренней причиной замедления роста является затянувшаяся реструктуризация компании, а внешней - усиление конкуренции на мебельном рынке со стороны западных производителей, что стало следствием снижения таможенных пошлин на импортную мебель.

В прошедшем году наш оборот превысил 100 млн долларов, число магазинов изменилось мало, но они изменились качественно - появились единые стандарты, повысилось качество обслуживания.

В наступившем году мы планируем более активно продвигать наш брэнд на рынке. Кроме того, мы будем продолжать начатое четыре года назад обновление производственных фондов и мощностей. 2003 год для многих российских мебельщиков может оказаться критическим. Если правительство не повысит таможенные пошлины на ввозимую мебель хотя бы до уровня начала 2001 года, то можно будет говорить об уходе с рынка нескольких крупных отечественных производителей.

Продавалось все, что привозилось

Владимир Левченко, исполнительный директор сети магазинов "Техносила": "Прошедший год был годом выхода потребительского рынка на докризисный уровень"

- В целом 2002 год был лучше 2001-го. На торговом жаргоне можно сказать, что продавалось все, что привозилось, как в розничном, так и в оптовом канале сбыта. По нашим оценкам, рынок прирос к прошлому году на 25-30%. Наши темпы роста в этом году составили около 15%. Могли бы сделать намного больше, однако мы придерживались сдержанной маркетинговой политики: хитрость ритейла в том, что на плановые обороты магазин выходит около года, а сроки окупаемости колеблются в пределе пяти лет. Это очень большой срок, чтобы рисковать с массовым открытием, возможно, неправильных магазинов. В 2002 году мы, скорее, взвешивали нашу стратегию и политику на будущее. В целом в минувшем году наши успехи были более значимы в регионах, нежели в Москве. Эффективность работы в регионах зависит прежде всего от возможности обеспечить достаточный оборот, чтобы эффект масштаба мог компенсировать более низкую, чем в Москве, наценку.

На рынке я бы отметил следующие главные изменения, произошедшие за этот год: падение оптовой и розничной маржи в целом на 3-4%, увеличение стоимости покупки, расширение торговых площадей, приход западных ритейлеров.

В наступившем году мы планируем дальнейшую оптимизацию своих внутренних технологий и операций, выработку стойких конкурентных преимуществ, максимальное дистанцирование от конкуренции и активное развитие в регионах. По моим прогнозам, в 2003 году будет происходить дальнейший передел рынка, гибель несостоятельных магазинов и усиление наиболее комфортных с точки зрения осуществления покупки.