Возрождение столов заказов

20 января 2003, 00:00

В Москве в ближайшее время появятся магазины новой розничной сети "Утконос". В них покупателю предложат необычную форму обслуживания - по предварительным заказам, а цены в этой сети будут на 15-20% ниже, чем на оптовых рынках. С помощью нового игрока московские власти планируют решить две социальные задачи - обеспечить малоимущие слои населения недорогими товарами и покончить с нехваткой "магазинов у дома".

Сеть "Утконос", оператором которой является ОАО "Новый импульс", а основным акционером - промышленная группа "Северсталь", начала работу в прошлом году в подмосковном Зеленограде. Сейчас здесь уже открыто пять торговых точек. Магазины "Утконос" работают на небольших площадях (от 100 до 300 кв. м) как столы заказов с ассортиментом около 3 тыс. наименований. Наиболее ходовые товары покупатели могут купить непосредственно в магазине, в основном же продажи оформляются в виде заказов, которые покупатели могут забрать на следующий день после оформления заявки. "Именно отсутствие затрат на большой штат и на большие торговые площади, а также собственный склад позволяют 'Утконосу' работать с такими низкими ценами", - отметил в беседе с "Экспертом" Алексей Грицай, председатель совета директоров ОАО "Новый импульс".

Московские власти после кризисного 1998 года несколько раз пытались создать сеть социально ориентированных магазинов - в их активе есть проекты сетей "Ветеран", СОРТС, "Лондон Бридж", но успешными их назвать нельзя. Так что появление зеленоградского проекта пришлось очень кстати. Летом прошлого года, ознакомившись с работой "Утконосов" в Зеленограде, мэр Москвы Юрий Лужков поручил департаменту потребительского рынка и услуг проработать вариант создания таких же магазинов в столице. На прошлой неделе на заседании московского правительства была принята программа развития сети. В соответствии с ней "Новому импульсу" будет оказана серьезная поддержка: до 2005 года под магазины сети "Утконос" планируется выделить в столице более 400 помещений и девять участков под склады.

В самой сети с осторожностью относятся к инициативе московских властей: "Мы не планировали столь раннего выхода на столичный рынок, - говорит Алексей Грицай. - Сеть 'Утконос' изначально была ориентирована на Московскую область, где конкуренция в рознице гораздо ниже, чем в столице. Освоение же московского рынка планировали начинать не ранее две тысячи четвертого года". Не может не настораживать и тот факт, что за три последних года под социально ориентированные сети было выделено всего шестнадцать магазинов и большинство из них используется в других целях.