Статья Владимира Попова и Виктора Полтеровича "Последняя надежда" и мой комментарий к ней под заголовком "Туземная гордость" в N48 "Эксперта" за прошлый год вызвали оживленную и притом весьма содержательную дискуссию. "Действительно, накопление резервов вряд ли можно считать стимулом для экономического роста, - пишет анонимный читатель. - Рост резервов скорее побочный эффект политики заниженного валютного курса. Однако я не согласен с г-ном Ивантером в том, что если резервы растут 'сами собой', то иностранные инвесторы дружно проигнорируют сей замечательный факт. Инвесторам, особенно портфельным, важна не столько целенаправленная политика на накопление резервов, сколько сам факт их роста. Это гарантия того, что Центральный банк не сдаст валютный курс рубля без боя. Кроме того, мне было бы очень интересно узнать, каким образом резервами можно распорядиться 'более производительно'. С точки зрения платежного баланса прирост резервов - это разница между притоком и оттоком валюты. Поэтому распорядиться ими можно только двумя способами - увеличить импорт или инвестировать за рубежом. Увеличение импорта конкурирует с отечественным производством, внешние инвестиции вряд ли целесообразны, учитывая дефицит капитала внутри страны".
Пользуясь случаем, отвечаю. В качестве примера более производительного использования систематического превышения притока валюты в страну над ее оттоком, выраженным в росте золотовалютных резервов сверх разумной достаточности (например, по критерию Редди), можно предложить использовать часть резервов в качестве фонда для бюджетных гарантий по частно-государственным инвестиционным проектам федерального значения либо по программам господдержки экспорта высокотехнологичной продукции. Сам уровень валютного сальдо от этого не изменится (правда, не будучи вложенными в считающиеся безрисковыми американские госбумаги, они уже не будут, согласно международной финансовой бухгалтерии, считаться резервами), но соответствующие средства будут работать уже не на американскую, а на российскую экономику. Именно это я имел в виду в своей статье.
Прислали свой отзыв на мой критический комментарий и уважаемые авторы статьи "Последняя надежда". Привожу его с небольшими сокращениями.
"К сожалению, уважаемый оппонент понял лишь часть того, что мы хотели сказать. Постараемся разъяснить основные тезисы. На первый взгляд перенакопленные резервы - это выброшенные деньги, а значит, недопотребленные блага. Но многие быстро растущие экономики не спешат их потратить. Мы задались вопросом: почему? Мы рассмотрели две гипотезы. Первая - накопление резервов позволяет снизить реальный валютный курс и тем самым создать благоприятные условия для развития экспортного сектора, а заодно и защитить внутреннее производство. На стадии инициации роста развитие экспорта оказывается сильным стимулом для всей экономики, способствуя и заимствованию передовых технологий, и улучшению институтов. Этот тезис не вполне применим к России, где экспортируется в основном сырье. Отсюда вывод: накопление избыточных резервов может оказаться полезным, только если будет создан механизм инвестирования доходов от экспорта в несырьевые отрасли.
По мере интеграции развивающейся экономики в мировой рынок влияние экспортной экстерналии ослабевает. Для этой стадии выдвигается вторая гипотеза: накопление резервов привлекает инвесторов, демонстрируя, что климат-то на самом деле не так плох и что в стране можно получать прибыль. Если привлекаемые инвестиции перекрывают потери от накопления резервов, то возникает иной механизм роста, при котором реальный валютный курс повышается.
Мы отнюдь не призываем к снижению реального валютного курса путем непосредственного управления номинальным курсом, который в большинстве стран определяется сегодня спросом и предложением на валютном рынке. А вот управление резервами должно следовать хорошо продуманной и подчас нетривиальной стратегии, учитывающей их влияние на экономический рост.
Если экономика развивается успешно, наступит момент, когда целесообразно потратить часть накопленных резервов. Для развитых экономик с хорошо отлаженными рыночными институтами перенакопление резервов смысла не имеет - они, как показывает статистика, этого и не делают. Для страны, только строящей рыночную экономику, простейший рецепт управления - имитация политики развитых стран. Как правило, это ложный путь, и Россия в этом смысле - не исключение".
Александр Ивантер