Бум закончился

Русский бизнес
Москва, 20.01.2003
«Эксперт» №2 (356)
Рынок торговых площадей в Москве близок к насыщению. Уже в ближайшее время специалисты ожидают снижения арендных ставок и инвестиционной привлекательности торговой недвижимости

За прошедший год количество площадей в торговых центрах на московском рынке удвоилось, достигнув 1 млн кв. м. К 19 центрам, открывшимся в прошлом году, в нынешнем добавится еще 14, и их суммарная площадь достигнет 1,5 млн кв. м. По мнению западных инвесторов, это тот максимум, который сегодня с трудом смогут "переварить" российский платежеспособный спрос и ритейлеры.

В последние полгода аналитики все чаще стали говорить о том, что бум торговых площадей подходит к концу, причем стремительнее, чем ожидалось. Внешним свидетельством возникших сложностей являются пустующие площади новых торговых центров. Кроме того, во многих из них наблюдается большая ротация арендаторов, наличие множества мелких безликих арендаторов. Все чаще заявления о сроках открытия опережают реальные возможности по наполнению торговых центров. Даже самый интересный, с точки зрения специалистов, проект - торговый центр "Мега" на пересечении Калужского шоссе и МКАД, - и тот открылся незаконченным, поскольку подавляющая часть арендаторов, в том числе и якорные (Auchan, "Спортмастер", ОАО "Детский мир" и др.) так и не успели вовремя достроить и наполнить свои магазины.

Удачным сегодня называется проект, в котором на момент открытия сдано более 90% площадей. Но за последний год показатель свободных площадей растет, и специалисты отмечают, что заполнять их становится все сложнее. По оценке компании Stiles & Riabokobylko, объем свободных помещений в торговых центрах за этот год вырос на 0,9% и составил 3,9%. В центре города из-за оттока арендаторов этот показатель вырос до 4,7%. В других районах он составляет в среднем 3,7%. В лучших торговых коридорах (улицы Новый Арбат, Тверская, Ленинградский, Ленинский проспекты и т. д.) степень незанятости возросла на 1% и достигла 7,7%.

Обманутые ожидания

Главной причиной насыщения специалисты называют несоответствие темпов роста объема торговых площадей возможностям розничных операторов эти площади занимать - подобную ситуацию участники рынка ожидали только в 2004-2005 годах.

На фоне бурного роста торговых площадей число арендаторов практически не растет. По мнению специалистов, в течение последних лет на российском рынке присутствуют порядка 200-300 компаний, которых можно считать квалифицированными арендаторами, - имеющих собственные сети, достаточные средства для открытия новых магазинов и "розничную историю". На звание якорных арендаторов, формирующих потоки торговых центров, из них могут претендовать не более 10%. На сегодняшний день сложившиеся потребности в торговых площадях у квалифицированных арендаторов гораздо скромнее существующего предложения.

Подавляющая часть арендаторов уже прошла этап активной территориальной экспансии (прежде всего это относится к московскому рынку). "Московские" продовольственные сети - "Перекресток", "Пятерочка", "Рамстор", "Седьмой континент", "Патэрсон", "Копейка" и др. - уже вступают в реальную конкурентную борьбу между собой и с недавно вышедшими на рынок западными операторами Metro и Auchan, поэтому

У партнеров

    «Эксперт»
    №2 (356) 20 января 2003
    Рынок нефти
    Содержание:
    Год дорогой нефти

    Увеличение добычи странами ОПЕК может остановить рост цен на нефть, но вряд ли приведет к их снижению. А нестабильность на Ближнем Востоке и в Венесуэле может вызвать скачок цен до 50 долларов за баррель

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама