Что будет после морозов?

Экономика и финансы
Москва, 27.01.2003
Развитие бизнеса, ориентированного на сокращение потерь, - главный экономический ресурс реформы ЖКХ

Ударившие в канун Нового года морозы на севере европейской части России привели к авариям в системах теплоснабжения в Карелии, Ленинградской, Новгородской, Архангельской областях. Около 25 тыс. семей россиян оказались в неотапливаемых квартирах. По телевизору показывают лопнувшие от мороза батареи. Разразился большой политический скандал. Коммунисты призывают к отставке правительства. "Яблоко" предлагает свой вариант реформы ЖКХ, основанный на льготах всем, кто готов этим самым хозяйством заниматься. В общем, страсти кипят.

Ситуация действительно серьезная. Основные фонды коммунальной инфраструктуры изношены. Потери тепла и воды - до 50%. Работа в коммунальном секторе низкооплачиваемая и непрестижная. Половина аварий связана с человеческим фактором. Большинство предприятий жилищно-коммунального комплекса банкроты. Долги этих предприятий составляют 270 млрд рублей, то есть превышают полугодовой объем предоставленных услуг. Кто будет инвестировать в банкротов? Ясно, что разговоры о частных инвесторах сегодня не очень серьезны. Все надежды на бюджет.

Реформа ЖКХ за последние годы реально свелась к увеличению платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. На уровне нормативных документов декларировалась политика формирования рыночных условий в отрасли, развития договорных отношений, на самом же деле административное влияние только усилилось. Вместо договоров - система "расщепления" платежей за жилищно-коммунальные услуги. Часто платежи населения централизуются на уровне структур местных администраций и формируют, по сути, "теневой" бюджет. Жилищно-коммунальный комплекс еще и заложник завышенных социальных обязательств государства. Бюджет дотации на разницу в тарифах, предоставленные населению льготы и субсидии возмещает лишь частично. На 80% долги ЖКХ - это невыплаченные бюджетом деньги. В такой ситуации не до рынка - отрасль "держится" административно. И "отпускать" ее в рыночное плавание, похоже, никто не собирается.

К сожалению, у правительства и впрямь нет четкого понимания программы действий в сфере реформирования ЖКХ. Дискуссия вокруг поправок к Закону об основах федеральной жилищной политики подтверждает это. С точки зрения реформирования отрасли поправки эти абсолютно технические - упорядочение бюджетного финансирования предоставляемых льгот и субсидий на оплату населением жилищно-коммунальных услуг. И пусть поправки достаточно важные, но они не дадут ответов на главный вопрос - как повысить эффективность работы жилищно-коммунального комплекса. Позитивной программы законодательной деятельности по улучшению ситуации правительство пока не предложило.

Что же делать? Попытка реформировать ЖКХ на федеральном уровне - это попытка вскипятить океан. Нужна не вертикаль управления, а система стимулов для местной власти и для бизнеса. Лекарства просты и всем известны - развитие конкуренции; привлечение частного бизнеса; эффективное и взаимоувязанное регулирование естественных монополий как больших ("Газпром" и РАО ЕЭС), так и малых, коммунальных;

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (357) 27 января 2003
    Смена руководства нтв
    Содержание:
    Шнурок и поводок

    НТВ стал первым медиаресурсом федерального масштаба, который удалось взять под контроль близкой к президенту "питерской" группировке

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама