Российский автопром угасает

Повестка дня
Москва, 27.01.2003
«Эксперт» №3 (357)
Оптимистичные прогнозы "капитанов" российского автопрома не оправдались: в 2002 году отрасль не только не прибавила обещанных 8%, но даже произвела на 3,2% автомобилей меньше, чем в 2001 году.

Внешние предпосылки роста вроде были: тут и успешная реструктуризация ряда крупнейших автозаводов, и принятие концепции российского автомобилестроения, и повышение спроса в целом по рынку.

Главная причина отката с прошлогодних позиций - снижение выпуска легковых машин. Из 1 млн 211 тыс. автомобилей, произведенных в стране, около 930 тыс. - именно "легковушки", а по этой категории падение составило почти 10%. Снизили выпуск машин АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, СеАЗ (собирает микролитражки "Ока"). Из-за перепроизводства некачественной продукции пришлось впервые за много лет останавливать конвейеры в Тольятти и Нижнем Новгороде. Увеличить производственные показатели удалось разве что "Ижмаш-Авто" - в полтора раза, да на пять тысяч больше машин "Ока" сделали в Набережных Челнах. Все это происходит на фоне бурного роста продаж иномарок, в том числе и собранных в России. Что лишний раз подтверждает: отечественный автопром в кризисе.

Уберечь отрасль от более серьезного провала помогла некоторая стабилизация на рынке грузовиков и автобусов. Новые собственники автозаводов ("Руспромавто", "Русавтопром", "Северсталь-Авто") во многих случаях сумели модернизировать продукцию и оптимизировать ее производство, снизить производственные затраты и, главное, наладить сбыт. Так ГАЗ, несмотря на снижение сборки легковых машин, все же увеличил общее производство автомобилей по сравнению с 2001 годом на 3,5%. Это удалось благодаря оперативному переключению освобождающихся мощностей на выпуск популярных "Газелей" и "Соболей" (их доля на заводе выросла до 67%). Улучшилась ситуация на АЗ "Урал", КамАЗе, Ликинском автобусном заводе.

На развитие автостроения в 2003 году могут повлиять различные факторы. С одной стороны, мощности отечественных автозаводов задействованы в лучшем случае на три четверти, так что у них есть возможность наращивать производство. С другой - морально и физически устаревшие модели, технологии и оборудование не позволяют выпускать конкурентоспособные автомобили и повышают их себестоимость. Поэтому потребители, которые стали зарабатывать больше, предпочитают вкладывать деньги в надежные и современные иномарки. Это относится как к легковым машинам, так и к автомобилям для бизнеса.

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (357) 27 января 2003
    Смена руководства нтв
    Содержание:
    Шнурок и поводок

    НТВ стал первым медиаресурсом федерального масштаба, который удалось взять под контроль близкой к президенту "питерской" группировке

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама