Иван и Алеша Карамазовы

Общество
Москва, 27.01.2003
«Эксперт» №3 (357)
Владимир Соловьев для русской философии сделал то же, что Александр Пушкин - для русской литературы: он был первым профессиональным российским философом и основателем национальной философской традиции

Шестнадцатого января (29 января по новому стилю) 1853 года в Москве на Остоженке в семье университетского профессора, автора 29-томной Истории России Сергея Михайловича Соловьева родился сын Владимир. Ему было суждено стать одним из самых знаменитых людей в русской культуре XIX века, первым - и по счету, и по значению - российским философом.

Отец Серебряного века

К моменту явления Владимира Соловьева философия таилась в духовных академиях и дворянских усадьбах. Было общепризнано, что изучать логику и метафизику полезно для будущих священнослужителей. В университетах ее то запрещали, то снова разрешали - "польза от нее сомнительна, а вред бесспорен". Нашей философией стала литература. На худой конец литературная критика. Белинский и Писарев уверенно объясняли на страницах русской периодики, "что такое хорошо и что такое плохо". Читая все это, формировалась русская интеллигенция. Общество увлекалось вульгарным материализмом, процветала базаровщина.

Соловьев начал печататься, когда Достоевский завершал свой творческий путь, Толстой - цикл своего романного творчества, становясь учителем жизни. На страницах "Русского вестника" параллельно выходили "Братья Карамазовы" и соловьевская докторская диссертация "Критика отвлеченных начал". Достоевский разглядел в юном Соловьеве неординарную личность, приблизил его к себе, ездил с ним вместе к старцам в Оптину пустынь. Черты Соловьева нашли отражение сразу в двух Карамазовых - Алеше и Иване. В поучениях старца Зосимы слышится голос юного мыслителя, видна проблематика его "Чтений о Богочеловечестве". Несколько позднее вокруг Соловьева собралась "целая плантация" философов, при его ближайшем участии возникли первые в России философское общество и философский журнал.

Получив от прожившего всего 47 лет Владимира Соловьева мощный творческий импульс, русская философия шла семимильными шагами. Серебряный век, который весь, по выражению нынешнего философа Владимира Малявина, вышел из Соловьева, дает нам такое интеллектуальное кипение, которому позавидовала бы любая национальная культура. С русской философией начинает происходить то, что в середине XIX века происходило с музыкой и литературой: она не только осваивает мировые вершины, она приобретает свой неповторимый колорит и неподражательную гениальность. "До неистового цветенья оставалось лишь раз вздохнуть", - писала Ахматова. Доцветать прекрасному первоцвету пришлось уже за рубежом.

Сотрудничество с Богом

В знаменитой лекции, прочитанной в Петербургском университете в 1880 году, Соловьев возвестил о том, что "время сугубо теоретического развития философии завершено". Сам того не подозревая, Соловьев повторил этой своей сентенцией один из тезисов Маркса о Фейербахе: раньше философы только объясняли мир, теперь задача состоит в том, чтобы его переделать. Конечно, Соловьев вовсе не предполагал что очень скоро "весь мир насилья мы разрушим".

Как религиозный мыслитель он видел задачу философии в том, чтобы призвать человека к соработничеству с Богом, чтобы поднять мол

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (357) 27 января 2003
    Смена руководства нтв
    Содержание:
    Шнурок и поводок

    НТВ стал первым медиаресурсом федерального масштаба, который удалось взять под контроль близкой к президенту "питерской" группировке

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама