Президентская колода

Борис Вуйко
27 января 2003, 00:00

Главный внутриполитический вопрос Украины в 2003 году - поиск преемника Леонида Кучмы - будет решаться с участием России

На 27 января 2003 года в Киеве с участием президентов Владимира Путина и Леонида Кучмы запланировано торжественное открытие Года России на Украине - своеобразное "алаверды" аналогичному мероприятию в России в 2002 году. Планов на текущий год у обеих стран громадье. К примеру, надо решить вопрос о создании консорциума по управлению украинской газотранспортной системой, внести ясность в отношения Украины и ЕвразЭС. Кроме того, запланирована приватизация крупных объектов украинской собственности (нефтедобыча, энергетика, железнодорожный транспорт), в которой намерены принять участие российские компании.

Однако главной интригой наступающего года является решение украинским президентом проблемы преемственности власти после своего ухода. Уже сейчас понятно, что до этого момента все означенные выше вопросы останутся в подвешенном состоянии - Кучма не рискнет совершать никаких резких движений. Характерно, что завершение переговоров по созданию газотранспортного консорциума перенесено на осень 2003 года. Именно к этому сроку, по расчетам политтехнологов украинского президента, в общем и целом станет понятна конкретная кандидатура его наследника на президентских выборах в октябре 2004-го.

Ни мира ни войны

С Западом у Киева отношения почти по Троцкому - ни войны ни мира. Но ближе к войне. Так, в начале прошлой недели сразу три страны - Великобритания, Германия и Канада - объявили о введении санкций против Украины в наказание за плохую борьбу с отмыванием денег (еще раньше это же сделали США). Теперь все финансовые операции с Украиной должны тщательно проверяться. Украинские банкиры уже жалуются, что на Западе начинают закрывать их корреспондентские счета.

Кроме того, в середине января Вашингтон устами своего посла на Украине Карлоса Паскуаля выразил крайнюю озабоченность углублением отношений между Россией и Украиной, особенно в сфере поставок энергоносителей. Прежде всего недовольство вызывает упомянутый выше консорциум, который "ставит Украину в энергетическую зависимость от России". Более того, согласно утечкам из американской администрации (ретранслированных радио "Свобода"), "опасения относительно экономической и, в частности, энергетической зависимости Украины от России" уже включены в "базовый пакет" претензий США к украинскому руководству наряду с поставками оружия в Ирак и Македонию и ущемлением демократических свобод.

Опасения относительно "экономической и, в частности, энергетической зависимости Украины от России" уже включены в базовый пакет претензий США к украинскому руководству наряду с поставками оружия в Ирак и Македонию и ущемлением демократических свобод

Впрочем, главные реальные требования Вашингтона к Украине - демонтаж украинского ВПК, а также отстранение от влияния на принятие решений нынешней финансово-политической элиты (украинской оппозиции, кстати, уже намекнули, что если она попробует договориться с олигархами, то отношение Запада к Украине не изменится даже после победы над Кучмой). И эти требования для украинского правящего слоя однозначно неприемлемы.

В то же время действенных способов заставить Киев выполнять свои условия у Запада пока не появилось ("бомбить не будут - Москва под боком"), а потому "боевые действия" протекают в довольно вялом формате, чередуясь с заявлениями о том, что включать Украину в "ось зла" никто не собирается. Американцы по-прежнему дают всеми возможными способами понять, что Кучме пора уходить на пенсию, но реальных механизмов его отстранения у них пока не появилось.

Во время осеннего политического кризиса Кучма сумел удержать ситуацию под контролем и тактически переиграл оппозицию. Уличные акции протеста к ноябрю сами по себе сошли на нет, в парламенте сформировалось пропрезидентское большинство, которое утвердило премьер-министром донецкого губернатора Виктора Януковича. В целом можно сказать, что Кучма сумел консолидировать ресурсы различных групп в своем окружении, по крайней мере на ближайшее время.

Однако стратегически важный вопрос - создание кандидатуры нового лидера государства, способного победить на президентских выборах, пока не решен. Тем более что самый на данный момент популярный политик страны - Виктор Ющенко, лидер блока "Наша Украина", - за последние месяцы совершил ощутимый дрейф в сторону оппозиции и в качестве возможной кандидатуры официального преемника уже не рассматривается. Более того, именно он становится главным соперником для потенциального кандидата от власти.


Трудности с выбором последнего делают популярной идею превращения Украины в парламентскую республику. Однако проблемы она не решает. Разница лишь в том, что придется "делать" не кандидата в президенты, а политическую партию для победы на парламентских выборах. Кроме того, украинские группы влияния не умеют договариваться друг с другом без верховного арбитра, коим ныне является Кучма. Поэтому многим на Украине милая картина межклановой демократии практически не реализуема, особенно в условиях жесткого прессинга на режим как внутри страны, так и из-за ее пределов. В любом случае и при любой форме правления украинская власть должна будет консолидироваться вокруг некоего единого центра.

Только не Ющенко

Примерный список кандидатур уже понятен. Его возглавляет Виктор Янукович, новый премьер-министр Украины и бывший губернатор Донецкой области - региона, где украинская речь вызывает удивленные взгляды прохожих, 70% населения выступает за воссоединение с Россией, а идеалом политика считают Владимира Путина. Несмотря на свою колоритную биографию (две судимости по молодости), а также весьма настороженное отношение Западной Украины и украинских националистов вообще, Янукович сейчас является вполне перспективным кандидатом от власти на роль преемника.

Тем более что ситуация в сфере непосредственной компетенции премьера - экономике - в нынешнем году, по всем прогнозам, будет вполне благоприятной. С конца лета стабильно растут цены на украинскую сталь, основной экспортный продукт страны (35% экспорта), и будут расти как минимум до середины лета года нынешнего. То есть, учитывая лаг по времени для поступления экспортной выручки, 2003 год для украинского бюджета будет удачным (даже с учетом необходимости выплаты 1,7 млрд долларов внешнего долга). Правда, как резонно заметил "Эксперту" руководитель одного из металлургических предприятий страны, "бюджет государственный, а металл частный - тут уж как договоримся". Собственно, главной задачей Януковича как раз и будет договориться "как надо". От этого прямо зависят его дальнейшие перспективы.

Однако есть опасение, что бывший донецкий губернатор на своем новом посту займется преимущественно активным лоббированием интересов своих друзей из числа крупных донецких предпринимателей. В этом случае пребывание его во главе правительства будет недолгим и кончится для него (и его друзей) плохо. Кроме того, не проявив должной жесткости в разговоре с украинскими кланами (в том числе и со своим - донецким), Янукович может, подобно своему предшественнику Анатолию Кинаху, превратиться в "технического" премьера, реально не влияющего на процессы в стране.

На роль преемника мог бы претендовать и Виктор Медведчук, руководитель администрации президента и Социал-демократической партии Украины (объединенной). Однако у него не складываются отношения с основными украинскими группами влияния (особенно с донецкой). Кроме того, по своему типу он непубличный политик, его рейтинг сегодня не превышает 6-8%. При всем при этом Медведчук имеет большое влияние на президента, контролирует значительные медиаресурсы, разветвленную систему информационно-аналитического обеспечения. Скорее всего, он мог бы стать успешным "генеральным продюсером" для любого другого кандидата на пост президента. Например, для Сергея Тигипко, главы Национального банка Украины. Этот человек близок к так называемой семейной группе, руководимой Виктором Пинчуком - зятем президента Кучмы. Ходит легенда, что именно Тигипко Кучма представил Путину на одной из их недавних встреч как своего наследника. Стоит сказать, что сам по себе Тигипко довольно перспективный кандидат - сравнительно молод (42 года), зарекомендовал себя как сильный менеджер на руководящих постах в различных частных банках. Правда, на государственной службе (с 1997-го по 2000 год) особо ничем не запомнился. Возможно, его таланты и харизма раскроются на посту главы Национального банка, тем более что именно отсюда начал свой путь в большую политику сегодняшний лидер рейтинга Виктор Ющенко.

Самый на данный момент популярный политик страны - Виктор Ющенко, лидер блока "Наша Украина", - за последние месяцы совершил ощутимый дрейф в сторону оппозиции и в качестве возможной кандидатуры официального преемника уже не рассматривается. Более того, именно он становится главным соперником для потенциального кандидата от власти

Кроме того, у Тигипко существует такая же проблема, как у Януковича или Медведчука, - он воспринимается как ставленник определенной финансово-политической группы и потому вызывает отторжение у всех ее конкурентов. Доказать же на деле свою независимость очень сложно, так как для этого придется как минимум предпринять некие демонстративные действия в отношении своих друзей и партнеров, на что не всякий решится.

С учетом этой особенности в последнее время все чаще рассматривается возможность выдвижения на роль лидера некоей равноудаленной кандидатуры из числа украинских силовиков. Например, в качестве таковой называется Владимир Радченко - глава Службы безопасности Украины. Благо главный украинский чекист в дружбе с кланами не замечен, да и вообще почти не заметен (как и Путин в бытность руководителем ФСБ).

Пока однозначно можно сказать лишь одно: президентский проект преемника будет. В украинской элите уже сложился консенсус относительно того, что Ющенко к власти допускать нельзя.

Другой вопрос, что рейтинг Ющенко по-прежнему высок (22-25%), а у власти нет никаких сильных идей, которые она могла бы противопоставить созданному вокруг лидера "Нашей Украины" мифу "о политике нового типа, эффективном премьере, который выплатил пенсии и боролся с олигархами, единственной альтернативе Кучме". Поэтому, даже если популярность Ющенко каким-то образом и удастся сбить, пальму первенства подхватит другой оппозиционер (например, Юлия Тимошенко) с еще более, быть может, тяжелыми для власти последствиями.

Ставки России

Суть нынешних российско-украинских отношений состоит из двух основных аспектов. Во-первых, Россия заинтересована в том, чтобы иметь на своих юго-западных границах дружественное и лояльное себе государство. В перспективе, возможно, Россия хотела бы видеть российско-украинские отношения подобными нынешним российско-казахским, когда Украина была бы сильной региональной державой, поддерживающей союзные отношения с Россией. Однако пока, до президентских выборов, такие стратегические соображения вряд ли будут определять российскую политику в отношении Украины.

Сейчас важнее второй аспект связей славянских стран - двусторонние бизнес-схемы, которые осуществляются российскими и украинскими группами по приватизации украинской собственности. Наиболее крупная схема, которая готовится к осуществлению на государственном уровне, - это создание газотранспортного консорциума. Есть еще, однако, множество менее заметных, но не менее важных проектов, осуществляемых частными компаниями. Например, в энергетике. Пятая часть украинских областных энергопоставляющих компаний, по сведениям украинских СМИ, уже принадлежит российской так называемой лужниковской группе (Александр Гарез, Александр Бабаков), которая приобрела их в кооперации с крупным украинским предпринимателем Григорием Суркисом (бизнес-партнером Виктора Медведчука). Сейчас, по сведениям "Эксперта", готовится еще один российско-украинский проект по приватизации энергетики, но уже с другими участниками. Схожие схемы (иногда с привлечением западных капиталов) рассматриваются и относительно приватизации железнодорожного хозяйства, металлургии, земельного рынка.

Естественно, участвующим в них украинским и российским бизнес-группам крайне важно сохранение действующих договоренностей и в посткучмовский период, что может обеспечить только система преемственности власти.

Поэтому ставки России в президентской игре на Украине уже определены - она будет поддерживать "проект Кучмы". Причем какая из кандидатур, описанных выше, будет "утверждена", для Москвы принципиальной роли не играет (хотя, конечно, это небезразлично российским лоббистским группам, которые связаны с тем или иным кандидатом). Имеет значение их проходимость.

Вариант, при котором "преемник" оказывается непроходным, наверняка тоже рассматривается, но как поведет себя в этом случае Россия и ее партнеры на Украине - пока совершенно непонятно.