Вещи, которые надо делать самому

Тема недели
Москва, 03.02.2003
«Эксперт» №4 (358)

Старт предвыборному политическому году дал крупный бизнес, попытавшийся простимулировать слияние партий, назначенных отвечать за свободу в России. Партия СПС отозвалась на предложение олигархов с должным энтузиазмом. "Яблоко" ответило истерическим отказом. Союз не состоялся.

Двум наиболее дееспособным участникам комбинации сейчас самое время вспомнить один старинный анекдот. Инфантильный, избалованный родителями юноша приходит к отцу и жалуется, что ему очень трудно каждую ночь проводить со своей молодой женой. Отец назидательно замечает: "Есть вещи сынок, которые надо делать самому".

Трудно сказать, кого следует более упрекать в политической лени - крупный бизнес или СПС. Первые вроде бы и не должны заниматься политикой, но если уж занимаются, то не стоит считать, что самый короткий путь - самый надежный. Вторые же никогда не отличались работоспособностью.

Но разберемся с комбинацией. Каков был ее смысл с точки зрения крупного бизнеса? За год до выборов ситуация сложилась самым пренеприятным для него образом. Главными фракциями в будущем парламенте должны были оказаться две - традиционная КПРФ и пропитанная чиновничеством "Единая Россия". По разным причинам и от той, и от другой трудно ожидать особого энтузиазма в поддержке интересов частного бизнеса. Первая будет радеть за труд против капитала. Вторая - в лучшем случае за государство. Где же интересы свободного бизнеса?

До сих пор они худо-бедно предъявлялись двумя либеральными партиями, которые за счет большего профессионализма в экономических вопросах удовлетворительно выполняли свою роль, даже находясь в меньшинстве. Но сегодня появился риск, что ни та ни другая не смогут пройти пятипроцентный барьер. И тут-то и родилось привычно агрессивное решение - сломав через колено идеологические и личностные противоречия партий, соединить их. Как оказалось, даже такие хрупкие субъекты не всегда легко ломаются.

А был ли другой путь? Да, был. Но он требовал кропотливой политической работы как внутри партии СПС, так и вне ее на протяжении всех последних трех лет. Причем такая работа и сегодня, и два-три года назад была и остается востребованной обществом.

Сегодня мы со стопроцентной уверенностью можем утверждать, что в России существуют представители выраженной правой идеологии, которая сегодня только одна и может представлять реальные интересы российского бизнеса. Это идеология свободной личности, видящей в государстве партнера, неприкосновенности частного дела и частной собственности и, как следствие, состоятельности государства. Это некое подобие американской идеологии XIX века. Вспомним, что она дала Америке.

Таких людей немного, максимум - 7% населения страны. Но у них есть энергия. Она и есть главный ресурс правых. Потому что страна, замученная сначала пафосом учебного либерализма, потом бесхребетной красно-розовой болтовней, а далее слабыми потугами к государственничеству, пойдет туда, где почувствует реальный драйв.

Но этот драйв в нынешний момент не может быть пустым. Он должен опираться на реал

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (358) 3 февраля 2003
    Союз правых и левых
    Содержание:
    Им не сойтись никогда

    Очередная попытка сомкнуть ряды на правом фланге в очередной раз провалилась. СПС и "Яблоко" пойдут на выборы порознь

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама