Казино для народа

Русский бизнес
Москва, 03.02.2003
«Эксперт» №4 (358)
В Москве и Петербурге появилась игорная индустрия для среднего класса. Сильнейшие игроки этого рынка готовы двинуться дальше - в регионы

Из-за пробок до одного из спальных районов Москвы я ехала два с половиной часа и от отчаяния уже начала считать фонарные столбы и светофоры. Потом переключилась на какие-то красно-синие неоновые пятнышки, хорошо заметные даже сквозь метель. Когда счет пошел на десятки, я очнулась - это не пятнышки, а вывески, на которых написано "игровой клуб". И тут я поняла, что Москва стала одной большой площадкой для игровых залов.

До недавнего времени мест, где мог бы расслабиться азартный человек со средним доходом, практически не было. Состоятельные люди посещали казино, а на противоположном полюсе процветали тесные прокуренные павильончики с несколькими игровыми автоматами, часто сделанными "на коленке". Российский игорный бизнес не предоставлял качественных услуг среднему классу.

Теперь появился новый тип развлекательного заведения - игровой клуб. От прокуренного павильончика его отличает не только затейливый интерьер, но и игровые машины новых моделей от ведущих мировых производителей, кондиционер, туалет, бар и вежливый персонал, готовый объяснить каждому посетителю правила игры. Нынешний игровой клуб, как правило, это часть сети, со своим лицом, с фирменными стандартами обслуживания и с накопительной системой выигрыша.

Второй игорный бум - так называют специалисты происходящее сегодня на рынке игровых автоматов. Первый был в 1994-1995 годах, когда в Москве практически на ровном месте появилось более сотни казино. С игровыми автоматами случилось примерно то же: в 1999 году их было в столице около 6 тыс., а к концу 2002 года - уже более 22 тыс. По оценкам Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ), ежегодно россияне тратят на игровые автоматы 350 млн долларов. Обороты операторов составляют десятки миллионов.

Родом из Питера

Новую эру в игорном деле открыла компания "Профит", крупнейший оператор игровых залов Санкт-Петербурга. В 1999 году она завезла партию новых западных высококачественных игровых автоматов с хорошей графикой, звуком и оформлением. До того рынок довольствовался или заграничными аппаратами second hand, или примитивной техникой, собранной местными умельцами из тайваньских запчастей. За "Профитом" ставку на новое оборудование сделали другие операторы.

Начавшийся бурный рост рынка захватил и Москву. В столице его простимулировало, кроме всего прочего, постановление мэрии 1999 года, которым на три года утверждались невысокие налоговые ставки на доходы от игровых машин и столов казино. Число автоматов в городе выросло в три с половиной раза (см. и график 2). Заметим, что питерские власти, наоборот, установили один из самых высоких в стране налогов. Но ни высокая ставка, ни более низкий уровень доходов не помешали рынку Санкт-Петербурга развиваться довольно динамично.

За пределами двух столиц хорошую динамику игорный бизнес показывает лишь в Новосибирске да на Дальнем Востоке - здесь и число игорных заведений растет быстро, и уровень их окупаемости приближается к столичному (см. график 3). На Дальнем Востоке этому во многом спосо

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (358) 3 февраля 2003
    Союз правых и левых
    Содержание:
    Им не сойтись никогда

    Очередная попытка сомкнуть ряды на правом фланге в очередной раз провалилась. СПС и "Яблоко" пойдут на выборы порознь

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама