Хорошему руководителю - плохого консультанта

Обзор почты
Москва, 03.02.2003
«Эксперт» №4 (358)

Предмет статьи "Инь и Ян ситуативного прогноза" показался некоторым читателям надуманным, а сам факт публикации - чуть ли не оскорбительным. "Где-где, а в 'Эксперте' увидеть подобную статью я не ожидал", - пишет vitalis. "Было бы интересно узнать про технологии принятия решений по полету птиц, свойственных североамериканским индейцам", - иронизирует некий аноним. "Чем Книга перемен лучше карт Таро или кофейной гущи?", - задает риторический вопрос tutor2b.

Позитивный смысл происшедшего наши критики увидели лишь в том, что появился законный повод поставить на место "профессиональных болтунов", то бишь консультантов, которые "пытаются создать видимость наукообразия" своей работы.

Насчет наукообразия обсуждаемого метода, как и насчет оценки популярной профессии консультанта, с читателями, пожалуй, можно согласиться. Одна беда - это не прояснит вопроса, что же такое "подлинно научный" метод принятия управленческих решений. Ведь не думаем же мы, в самом деле, что проблему снимают современные информационные технологии или другие изыски в области аналитики. Хотя один из авторов-анонимов предлагает возвести на этот пьедестал, например, гегелевскую диалектику.

В связи с этим вспоминаю два эпизода. На заре рыночных реформ, когда бизнес-консультирование было еще экзотикой, руководители компаний, воспользовавшись консультационными услугами, нередко отказывались за них платить. И один консультант, регулярно попадавший в подобные ситуации, объяснил мне тогда, что на самом деле это признак хорошего качества услуги: заказчик на финише убежден, что он и сам знал все то, что стало очевидным после визитов специалиста. Этот парадокс мне запомнился, потому что он раскрывал роль консалтинга в процессе принятия решения: помочь руководителю "вытащить" из глубин сознания на свет божий сокровенное знание о своем бизнесе.

А недавно другой консультант, с помощью другого парадокса, пролил новый свет на эту проблему. На реплику о качестве консалтинга он заметил, что не так уж важно, хорош или плох консультант. Потому что миссия консалтинга - это не трансляция некоего знания руководителю, а смещение привычного контекста, в результате которого тот видит ситуацию по-новому.

В принципе руководителю все равно, кто или что будет инструментом создания новой картины мира, пусть это даже кофейная гуща или отвар из мухомора. С этой точки зрения следует оценивать и китайские древности. Правда, без всякой иронии. Просто надо признать, что принятие решения - не рациональный акт, "приправленный" какими-то иррациональными штучками, а наоборот. По существу, речь идет о таинстве, в котором рацио играет определенную роль. Еще один известный консультант на страницах нашего журнала называл этот полумистический акт "разглядыванием победы".

Видимо, если мы признаем это, мы перестанем бояться. Хорошие аналитики перестанут бояться потерять свои рабочие места, хорошие руководители перестанут бояться плохих консультантов. Мы все перестанем бояться "имплантации чужой культуры", потому что все уже давно

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (358) 3 февраля 2003
    Союз правых и левых
    Содержание:
    Им не сойтись никогда

    Очередная попытка сомкнуть ряды на правом фланге в очередной раз провалилась. СПС и "Яблоко" пойдут на выборы порознь

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама