Не свистите по сотовому

Наука и технологии
Москва, 03.02.2003
«Эксперт» №4 (358)
Качество мобильной связи - функция от многих переменных. И если устранить все помехи в радиоканале физически невозможно, то улучшить технологии обслуживания клиентов российским компаниям под силу

Если бы я знал, что такое электричество,
Я сделал бы шаг, вышел бы на улицу,
Зашел бы в телефон, набрал бы твой номер,
И услышал твой голос, голос, голос...
Но я не знаю, как идет сигнал,
И я не знаю принципа связи,
И я не знаю, кто клал кабель,
Едва ли я когда-нибудь услышу тебя, тебя, тебя...
Б. Гребенщиков "2-12-85-06"
(популярная среди связистов песня)








Звонишь кому-нибудь на сотовый, а в ответ - короткие гудки. Потом выясняется, что человек в тот момент телефоном вовсе и не пользовался. А иногда дозвонишься, но при разговоре вдруг возникает какое-то странное бульканье. Кричишь, бегаешь по комнате, ищешь, где лучше сигнал, а связь раз - и вовсе оборвалась. И так каждый день! В России это удел почти 19 млн сотовых абонентов (по данным агентства ACM Consulting). Впрочем, когда начинаешь разбираться, почему радиосигнал в сотовых сетях так неустойчив и подвержен помехам, от скольких параметров зависит качество мобильной связи, то удивляешься, что сотовые компании вообще еще работают!

Трудности взаимопонимания

Сам термин "качество мобильной связи" регулирующие ведомства, операторы и абоненты понимают по-разному. Чиновники в первую очередь озабочены функционированием "железа". Операторы хотя и начинают разговор о качестве с сетевых вопросов, но к концу разговора вспоминают и об обслуживании абонентов. "Если рассматривать интегральные параметры качества, то техническая и нетехническая часть (сервис, дополнительные услуги и проч.) находятся в соотношении пятьдесят на пятьдесят", - считает заместитель генерального директора по технике и развитию ОАО "Мегафон" Алексей Ничипоренко.

Для абонентов качество определяется не какими-то физическими параметрами, а личным опытом. Слухи, мифы, мнение товарища, наличие или отсутствие очереди в пункте продажи подчас играют решающую роль при выборе оператора. Есть и такой параметр, как безопасность данных об абоненте. Насколько он важен - показал недавний скандал с кражей базы данных МТС, который вызвал гораздо больший общественный резонанс, чем любая техническая новинка.

Несоответствие ожиданий клиентов и того, что они получают от оператора, - вот источник напряжения между сторонами. Мы попытались разобраться, чего можно и нужно требовать от оператора, а что технологически нереально.

Вредоносный эфир


Сигнал сотовой связи проходит длинный и сложный путь, но больше всего искажений происходит в радиочасти

Начнем с "железа". Радиочасть сотовой сети состоит из базовых станций, излучение которых покрывает определенную территорию. На базовых станциях установлены антенны, которые по радиоканалу могут принимать сигнал с мобильного телефона и передавать ему сигнал из сети. Базовая станция "ловит" абонентов, как только они появляются в зоне ее действия, когда же они начинают удаляться, то она "передает" абонента следующей базовой станции (handover). Несколько базовых станций (обычно 15-20) присоединены к одному контроллеру, который управляет подсистемой базовых станций, следит за передвижениями абонентов, нагрузкой на базовые с

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (358) 3 февраля 2003
    Союз правых и левых
    Содержание:
    Им не сойтись никогда

    Очередная попытка сомкнуть ряды на правом фланге в очередной раз провалилась. СПС и "Яблоко" пойдут на выборы порознь

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама