Возвращение со звезд

Культура
Москва, 03.02.2003
«Эксперт» №4 (358)
В российский прокат выходит американский римейк картины Андрея Тарковского "Солярис". Вопреки всем опасениям Стивен Содерберг не превратил его в фантастический голливудский блокбастер. И все же испортить "Солярис" режиссеру удалось

Еще весной прошлого года появились слухи о том, что один из самых успешных режиссеров последнего времени Стивен Содерберг решил снимать "Солярис", причем картина станет не столько экранизацией романа Станислава Лема, сколько римейком одноименного фильма Тарковского. Российской публике новость показалась абсурдной: у Тарковского мало общего с голливудским конвейером - какой может Содерберг извлечь из него прок, было решительно непонятно.

Постепенно слухи стали обрастать причудливыми подробностями: то сообщалось, что исполнитель главной роли Клуни берет консультации у Баниониса, то - что Содерберг с продюсером фильма Джеймсом Камероном для съемок на натуре арендовали станцию "Мир". Понятно, что появления очередного голливудского блокбастера в России ждали с огромным нетерпением. Во-первых, из понятного чувства патриотизма - приятно ведь, когда отечественное кино, пусть и тридцатилетней давности, становится основой для многомиллионного проекта (бюджет американского фильма - 47 млн долларов). Во-вторых, из любопытства: очень хотелось узнать, что останется от Тарковского, пересаженного на чужеродную почву.

Чужие мифы

По сути, римейк - это эксперимент по перенесению фильма из одной культурной ситуации в другую. Любая национальная школа во многом держится на римейках своих старых шедевров - их воспроизведение позволяет сохранить преемственность и обозначить произошедшие изменения. Достаточно вспомнить недавнее "Психо" Гаса ван Сэнта - покадровую, совершенно постмодернистскую переделку лучшего хичкоковского триллера - или "Аферу Томаса Крауна", где герой, в 60-е годы выглядевший совершенно асоциальным типом, развлечения ради похищающим чужую собственность, в 90-е превратился в проходимца-интеллектуала. Есть римейки и у нас, например, "Ретро втроем" Петра Тодоровского - мелодраматическое, вполне в духе постперестроечного кино, воспроизведение фильма А. Роома "Третья Мещанская, или Любовь втроем" (1927). Да и последний хит отечественного кинематографа - "Небо. Самолет. Девушка" - римейк классической мелодрамы Георгия Натансона "Еще раз про любовь" (1968).

Однако куда интересней римейки другого рода - переделки чужого кино позволяют расширить собственное культурное пространство. И Голливуд в этом преуспел: он "перерабатывает" чужие мифы еще со времен "Великолепной семерки", заимствованной, как известно, у Куросавы. Блокбастеры делаются из любого зарубежного сырья: фантастический боевик "Ванильное небо" получился из испанской философской притчи Алехандро Аменабара "Открой глаза". Еще интересней вышло с "Городом ангелов" (1998), неожиданным римейком "Неба над Берлином" Вима Вендерса. Вся метафизика в голливудском варианте убрана за ненадобностью, осталась лишь романтическая история бесплотного ангела Николаса Кейджа и вполне человеческой Мэг Райан, очень политкорректно налаживающих контакт физического и духовного тела.

Теперь настала и наша очередь. "Солярис" - первый отечественный фильм, удостоившийся голливудского римейка.

Творчество и коммерция

Говорят, Та

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (358) 3 февраля 2003
    Союз правых и левых
    Содержание:
    Им не сойтись никогда

    Очередная попытка сомкнуть ряды на правом фланге в очередной раз провалилась. СПС и "Яблоко" пойдут на выборы порознь

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама