Al Jazeera брошен вызов

10 февраля 2003, 00:00

Под угрозой монополия на арабском рынке скандального катарского телеканала Al Jazeera, прославившегося трансляциями обращений бен Ладена. С середины февраля начнет работать второй общеарабский круглосуточный канал новостей - Al Arabiya. Его основатели - спутниковая вещательная компания Middle East Broadcasting Centre (MBC), за которым стоит один из родственников саудовского короля, ливанская телекоммуникационная Hariri Group и ряд инвесторов из Саудовской Аравии, стран Персидского залива и Кувейта - рассчитывают на оборот примерно в 200 млн долларов. Поставлять информацию будет MBC, уже имеющий около 400 корреспондентов и аудиторию более 130 млн человек.

Основная задача нового канала - избежать сенсационности Al Jazeera и добиться большего доверия аудитории, прежде всего рекламодателей. Ведь после трехлетней рецессии объем арабского рекламного рынка составляет всего порядка 1 млрд долларов, и телекомпании сейчас вынуждены бороться за внимание крупнейших рекламодателей. Естественно, что для их привлечения необходим менее радикальный подход, чем у Al Jazeera. Пока что по доходам на арабском рынке среди спутниковых каналов первое место занимает MBC, а Al Jazeera довольствуется лишь четвертым местом.

Вторая угроза исходит из США - на прошлой неделе администрация Джорджа Буша внесла на рассмотрение в конгресс давно обсуждаемую инициативу создания собственными усилиями спутниковой телекомпании, которая вещала бы на весь Ближний Восток. Эта пропаганда "лучшего понимания Америки" среди арабов обойдется федеральному бюджету по крайней мере в 30 млн долларов. Основная потенциальная аудитория нового канала - молодые арабы с антиамериканскими настроениями, то есть очень значительная часть аудитории - ведь, по данным исследований, по крайней мере 25% арабской молодежи исповедуют фундаментализм и лишь 15% симпатизируют Западу.