Мальчиш-плохиш против ФБР

10 февраля 2003, 00:00

В фильмах Стивена Спилберга практически всегда присутствуют дети: то за ними охотятся многозубые монстры, как в "Челюстях", то они налаживают межзвездные связи, как в "Инопланетянине", то просто ищут маму, как в "Искусственном интеллекте". После мрачной фантастики "Особого мнения" могло показаться, что Спилбергу надоело копаться в тайнах детской психологии. Ничего подобного. Фрэнк Эбегнейл, герой последней спилберговской картины "Поймай меня, если сможешь" (теперь она выходит в российский прокат) - ребенок-нонконформист, переделывающий окружающий мир в громадную комнату игрушек.

Эбегнейл - реальная личность, вундеркинд-мошенник, в 60-е терроризировавший экономику США поддельными чеками. Узнав о разводе родителей, семнадцатилетний Фрэнк (первая заметная роль Леонардо Ди Каприо за последние пять лет) сбежал из дома, после чего облапошил американские банки на пять миллионов долларов и вдосталь поиздевался над всей социальной системой - притворяясь летчиком, дипломированным врачом, адвокатом. Такую историю - а фильм снят по автобиографии самого Эбегнейла - несложно было превратить в блестящую авантюрную комедию. Но Спилберг в веренице невероятных похождений малолетнего преступника разглядел невеселый смысл.

Его Фрэнк не просто обладает удивительной способностью подделывать любую бумажку. Главное его умение - приводить жизнь в соответствие с детскими мечтами. Поступив в новую школу, он неделю изображает учителя, даже устраивает родительское собрание. Чтобы производить впечатление на девушек, превращается в летчика, затем - и вовсе в Джеймса Бонда, коллекционирующего дорогие костюмы и "Астон Мартины". Фрэнк меняет маски с тем же успехом, что Зелиг из одноименного фильма Вуди Аллена. Но если Зелиг - воплощение конформизма, то Фрэнк - олицетворение детской неоформленности, нереализованного потенциала. Вырвавшись на свободу, этот потенциал грозит разрушить всю налаженную взрослыми жизнь. Агенты ФБР, охотящиеся на Фрэнка, по сути, работают не только на государство, но и на весь мир взрослых, подвергшийся агрессии чудо-ребенка. Мрачные люди в черных костюмах врываются в красочный мир воплощенной фантазии Фрэнка, стремясь водворить взбунтовавшегося ребенка на положенное ему место. То есть сперва в чулан - для наказания, а затем уже - в детскую.

Операция ФБР увенчалась успехом. После пяти лет тюрьмы Фрэнк попадает в офисную картонную конуру, за аккуратный письменный стол с папками и каталогами и делает карьеру специалиста по банковскому мошенничеству. Опасная для общества чистая стихия детства входит в узаконенные рамки.

Автобиография реального Фрэнка Эбегнейла - рассказ о превращении трудного подростка в достойного гражданина. Стивен Спилберг сделал из нее совсем другую историю - о том, как, собственно, Питер Пэн эмигрировал из своей Neverland. Как гласят финальные титры, честным трудом Фрэнк Эбегнейл заработал множество миллионов долларов. Только вот ни врачом, ни летчиком, ни Джеймсом Бондом ему уже никогда не стать.