Деревня вместо Кипра

10 февраля 2003, 00:00

В 2002 году темпы роста российской туристической отрасли увеличились в полтора раза и составили 13%. При этом впервые рост происходил за счет внутреннего туризма, объем которого вырос на треть.

В Российской ассоциации турагентств (РАТА) такой рост объясняют тем, что произошел отток потребительского спроса с рынка выездных туруслуг, оставшегося на уровне 2001 года. Запрещение полетов российских самолетов, катаклизмы в Европе - все это привело к тому, что количество желающих отдыхать за рубежом прошлым летом сократилось в 3-4 раза. Кроме того, на рынок выездного туризма повлияли объективные спросовые ограничения: рост доходов россиян замедлился.

На внутреннем рынке ситуация обратная. Туроператоры ожидали роста оборотов не более чем на 20-30%, в действительности же у многих они удвоились. По словам специалистов РАТА, в России не было ни одного региона, которого бы не коснулся туристический бум. Его обеспечивали не только россияне, но и иностранцы, поток которых после событий 11 сентября вырос на 15% за год. Правда, география их отдыха остается ограниченной - в основном это Москва, Санкт-Петербург и Золотое кольцо.

Для российских туристов самым актуальным предложением сегодня являются небольшие частные туркомплексы, расположенные в курортных областях: "домики рыбака", "домики охотника", - не роскошные, но с необходимыми удобствами. Этот сектор потенциально привлекателен и для инвесторов: при вложениях от 15 до 150 тыс. долларов рентабельность такого проекта может достигать 70-100% за счет экономии на персонале и щадящего налогообложения (этот бизнес относится к малому). Сегодня такие комплексы строятся во многих регионах. Однако, по мнению специалистов, их недостаточно для удовлетворения существующего спроса. К тому же они могут быть весьма привлекательны и для иностранных туристов.