Boeing сэкономит на скорости

17 февраля 2003, 00:00

Руководство американской корпорации Boeing официально объявило о закрытии проекта по созданию лайнера Sonic Cruiser, который должен был летать со скоростью, близкой к скорости звука (1220 км/ч), на сверхдальние расстояния (более 7,5 тыс. морских миль).

Представляя концепцию этого самолета в апреле 2001 года, глава Boeing Фил Кондит уверял корреспондента "Эксперта", что высокоскоростные лайнеры окажутся наиболее востребованы рынком. "Уже сейчас пассажиры стремятся летать напрямую, минуя крупные транзитные аэропорты вроде Парижа или Франкфурта. Полет на Sonic Cruiser сэкономит им еще почти двадцать процентов времени за счет высокой скорости", - сказал нам г-н Кондит. По его словам, разработчики Sonic Cruiser исходили из того, что на этом самолете будут летать в основном представители деловой и политической элиты, которые ценят скорость. Правда, за скорость им предлагалось доплатить. Sonic Cruiser должен был расходовать топлива на 25-30% больше, чем обычный реактивный самолет, - стоимость билета предполагалось увеличить на эти же 25-30%.

В интервью "Эксперту" главный конструктор Sonic Cruiser Уолт Жиллетт довольно убедительно рассказывал о всех преимуществах, которые сулит эксплуатация его самолета даже при условии частичного заполнения салона. "Из двухсот пятидесяти мест, на которые рассчитан лайнер, примерно половину мы отвели для пассажиров первого и бизнес-класса, - говорил г-н Жиллетт. - Это значит, что даже если самолет полетит полупустой, авиакомпания все равно получит прибыль". Кроме того, она получит дополнительные средства за счет увеличения частоты рейсов. Ведь если сегодня маршрут (туда и обратно), например, между Токио и Лос-Анджелесом на обычном лайнере занимает 27 часов, то это же расстояние Sonic Cruiser покроет за 23 часа.

Однако общеэкономический спад в отрасли, вызванный терактами 11 сентября, заставил менеджеров западных авиакомпаний задуматься, насколько увеличение скоростных характеристик лайнера компенсирует возрастание эксплуатационных расходов. Из восемнадцати авиакомпаний, опрошенных маркетологами Boeing, лишь две - Japan Airlines и All Nippon Airways - согласились приобрести Sonic Cruiser. В результате проект создания высокоскоростного самолета был заморожен. Выступая со специальным заявлением по этому поводу, главный исполнительный директор корпорации Алан Малалли заявил, что теперь Boeing сосредоточит все усилия на разработке суперэффективного самолета, который, развивая скорость 850-900 км/ч, будет потреблять топлива примерно на 20% меньше, чем существующие реактивные лайнеры. Ожидается, что новый самолет, получивший название Boeing-7E7, поднимется в воздух уже в следующем году, а с 2008 года начнет поступать в парки авиакомпаний. По расчетам американских экспертов, в ближайшие двадцать лет спрос на новый лайнер составит не менее трех тысяч штук.