На прошлой неделе президент Ирана Мохаммад Хатами заявил, что иранская ядерная программа предусматривает создание на территории страны полного технологического цикла, в том числе хранение отработанного топлива. Ранее предполагалось, что ядерное топливо для АЭС будет поставляться в Иран из России, а отработанное - возвращаться в Россию. Однако теперь иранское руководство заявило, что страна располагает запасами урана и будет развивать полноценную ядерную индустрию. Президент Ирана отметил, что урановый рудник находится в районе Саванд, в двухстах километрах от города Йезд, а производственные мощности построены в городах Исфахан и Кашан в центральной части страны. "Если нам нужно вырабатывать электричество на наших атомных электростанциях, то нам необходимо будет создавать весь цикл - от добычи урана до хранения остающегося отработанного топлива", - сказал Хатами.
Отработанное топливо может использоваться для создания ядерного оружия, и Россия, отстаивая программу строительства атомной электростанции в Бушере, в прошлом заверяла США в том, что Иран использованное топливо будет возвращать. Поэтому заявление Хатами может вызвать серьезное напряжение в отношениях между Россией и США. По словам представителя американского госдепартамента Ричарда Баучера, у Вашингтона "есть очень серьезные опасения, что Иран использует свою якобы мирную ядерную программу, в том числе строительство реактора в Бушере, как предлог для развития оружейной ядерной программы".
Сам Иран наличие планов по созданию ядерного оружия отрицает. "Мы стремимся использовать ядерную технологию в мирных целях", - подчеркнул президент Хатами в своем выступлении по национальному телевидению. Чтобы успокоить мировую общественность, Иран пригласил инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на два объекта - Нантанц и Арак, которые США считают подозрительными. "Мы готовы принять инспекторов МАГАТЭ, чтобы они проверили нашу деятельность и опровергли ложь, которую распространяют об Исламской Республике Иран", - сказал по этому поводу президент Хатами. Для МАГАТЭ заявление Хатами не стало неожиданностью. По словам представителя этой организации в Вене B>Мелиссы Флеминг, "Иран еще в сентябре официально заявил о своих далеко идущих планах по созданию ядерной программы, которая предусматривала бы полный цикл производства топлива".
Впрочем, то, что подобное заявление прозвучало из уст президента Ирана именно сейчас, вряд ли можно назвать случайностью. По-видимому, это элемент защиты Ирана, который вместе с Ираком и КНДР США относят к "оси зла". Тем самым Тегеран дает понять Вашингтону, что может адекватно ответить на расширение американского военного присутствия в регионе.