Кадыров победил

17 февраля 2003, 00:00

Десятого февраля на должность премьер-министра Чечни назначен глава федерального предприятия "Дирекция по строительно-восстановительным работам в ЧР" Анатолий Попов. Это назначение, казалось бы, призвано положить конец затянувшемуся правительственному кризису в мятежной республике. Но уже очевидно, что "соломоново решение" то ли Ахмада Кадырова при согласии Кремля, то ли Кремля при согласии Ахмада Кадырова лишь обострит нарастающий конфликт федерального центра с командой главы администрации Чечни.

В противостоянии с ныне уже экс-премьером Михаилом Бабичем победил Ахмад Кадыров. Три месяца назад в Чечню был прислан новый премьер с миссией создать централизованную и более прозрачную схему финансирования республики. Но сделать этого ему не удалось. В этот период были выявлены многочисленные факты "нецелевого использования" бюджетных средств как людьми Кадырова, так и связанными с ними чиновниками дирекции. Правительственной комиссии по делам Чечни, которую возглавил Станислав Ильясов, были приданы новые, более широкие полномочия, а само правительство Чечни получило право распоряжаться частью бюджетных средств в обход дирекции, курировавшей из Москвы работу двадцати девяти госзаказчиков. Таким образом, была сделана попытка разрушить связь этой структуры с командой Кадырова, которую вполне удовлетворял сложившийся статус-кво.

Провокационным поводом, чтобы свернуть работу нового премьера, стало самовольное выдвижение Кадыровым на должность министра финансов Чечни Эли Исаева. Бабич не принял навязанную ему кандидатуру и, имея на руках документально подтвержденные факты хищений, решился на открытый конфликт.

В печать просачиваются сведения, что бюджетные средства, распределяемые дирекцией через коммерческие структуры в большом количестве поступают боевикам. Выдвижение главы дирекции Анатолия Попова в премьеры Чечни и вынужденный уход Бабича показали степень влияния Кадырова и его людей на политические решения Кремля. Их возможности, действительно, оказались впечатляющими - особенно накануне референдума по конституции Чечни, заложником которого фактически оказался сам федеральный центр. Кремль заинтересован в том, чтобы мероприятие, намеченное на 23 марта, прошло как можно более гладко. И для реализации этой задачи лояльность команды Кадырова стала ключевым условием.