Без руля

Олег Никифоров
24 февраля 2003, 00:00

Германия на грани рецессии. Спасти страну от затянувшейся стагнации может только четкая концепция, нацеленная на решение целого ряда давно назревших проблем. Основой такой концепции должны стать сокращение налогов и реформа рынка труда

В Германии отмечается второй за последние два года спад производства. По данным Бундесбанка, в IV квартале ВВП страны "немного сократился". И хотя формально говорить о рецессии - сокращении валового продукта на протяжении двух кварталов подряд - еще нельзя, состояние немецкой экономики плачевно. "Экономика Германии переживает глубокий спад, и в обозримом будущем улучшений не предвидится", - заявил недавно исполнительный директор Ассоциации компаний мелкого и среднего бизнеса Германии (DIHK) Мартин Ванслебен.

Если ранее прогнозировался рост ВВП на 1% (прогноз правительства - 1,5%), сегодня большинство экспертов сходятся во мнении, что в этом году экономического роста не будет. Это в лучшем случае. В худшем же страну ждет долгая экономическая стагнация. Последние годы вообще оказались для немецкой экономики на редкость тяжелыми - семь лет у Германии среднегодовые темпы роста были самыми низкими среди стран Западной Европы. Теперь же в западных СМИ Германию и вовсе стали называть "второй Японией". Пожалуй, единственное, что остается в такой ситуации, это сократить налоги и радикально реформировать рынок рабочей силы.

Дела плохи

"По существу, экономика переживает стагнацию на протяжении уже более чем двух лет", - говорится в последнем отчете Бундесбанка. Действительно, цифры не радуют: рост ВВП составил всего около 0,6%; количество безработных в декабре достигло рекордного за последние четыре с половиной года уровня - 4,27 млн человек (ожидается, что в феврале этот показатель вырастет до 4,5 млн). Между тем уровень безработицы в стране и так один из самых высоких в Европе - почти 10%, тогда как в Бельгии - 6,8%, а в соседней Голландии - и вовсе 2,9%. Высокая и постоянно растущая безработица, а также новое повышение налогов, инициированное правительством Герхарда Шредера, заставляют потребителей сокращать расходы.

В этом контексте довольно мрачным видят ближайшее будущее и немецкие предприниматели. Как показал последний опрос руководителей 25 тыс. компаний мелкого и среднего бизнеса, проведенный DIHK, доля опрошенных, которые считают, что в перспективе состояние их бизнеса ухудшится, увеличилась с 29% в октябре до 40% в феврале. Помимо растущей налоговой нагрузки основанием для подобного пессимизма служат требования работников повысить зарплаты (в прошлом году зарплаты выросли на 2,3% - на один процентный пункт больше, чем инфляция).

Все больше фиксируется банкротств. По данным Федерального статистического ведомства, за первые десять месяцев 2002 года обанкротилось более 30 тыс. фирм. Ожидается, что в 2003 году число разорившихся фирм превысит 40 тыс. Неудивительно, что 39% опрошенных руководителей намерены в текущем году сокращать персонал (четыре месяца назад о сокращениях подумывало 33% респондентов). Словом, немецкий бизнес чувствует себя неважно, и это сказывается как на экономике, так и на всех гражданах.

Во всем виноваты налоги

Основная причина столь плачевного состояния дел корпоративной Германии и роста безработицы, как уже говорилось, - очень высокий уровень совокупной налоговой нагрузки. Причем до последнего времени налоги лишь росли. За первые сто дней работы - выборы в Германии прошли осенью прошлого года - новое правительство СДПГ и "зеленых" существенно подняло для предпринимателей планку обязательных социальных взносов, увеличило акцизы, налог на прибыль юридических лиц и ввело принудительную тарификацию для фирм, использующих временную рабочую силу.

Сегодня налоговая нагрузка в Германии находится на среднем мировом уровне - прямые и косвенные налоги составляют около 36,4% от получаемых доходов. Однако если посчитать все социальные расходы, в том числе на частное страхование по болезни и на частное пенсионное страхование, то доля прямых и косвенных налогов составит уже 41,2%, то есть Германия окажется в группе стран с самым тяжелым налоговым бременем. Высокие же налоги не только вызывают рост безработицы, но приводят к увеличению доли теневой экономики, которая с 1995-го по 2001 год выросла с 13,9 до 16% ВВП.

При этом проводимые и планируемые правительством "красно-зеленых" реформы во многом сводятся лишь к увеличению налогового бремени. Меры эти в значительной степени вынужденные, поскольку Германия должна выполнять требования обязательного для стран - членов зоны евро "Пакта стабильности", который ограничивает максимально возможный дефицит бюджета тремя процентами валового внутреннего продукта. Бюджетный же дефицит Германии несколько превышает это пороговое значение - в 2002 году он составил 3,7% ВВП. В этом смысле сегодня Германия со своим "сверхдефицитом" - самым большим со времени объединения страны - тянет общеевропейскую повозку назад. И чтобы удовлетворить строгим европейским критериям, немецкое правительство вынуждено повышать налоги, так как пойти на сокращение госрасходов не готово по внутриполитическим причинам.

Впрочем, эффективность такой политики, скорее всего, будет невысокой. Ведь, с одной стороны, несмотря на повышение налоговой нагрузки в 2003 году, дефицит бюджета сохранится - по оценке PricewaterhauseCoopers (PwC), он составит 3,3% ВВП. С другой - как отмечается в недавнем исследовании PwC, чрезмерно строгое следование требованиям "Пакта стабильности" может только усугубить экономический кризис в случае ужесточения бюджетно-налоговой политики.

Накануне Нового года немецкое министерство экономики получило из парижской штаб-квартиры ОЭСР большой пакет с так называемым "сообщением по Германии". Вердикт, вынесенный германскому правительству, не оставлял места никаким другим толкованиям - слишком высокие налоги тормозят экономический рост. Немцам рекомендовали сократить бюджетные расходы и радикально реформировать рынок рабочей силы.

Курсовая разница

Однако пока немецкое правительство не может решиться на подобные меры. Во многом, по-видимому, потому, что у него нет четкого и целостного понимания того, что надо делать в сложившейся ситуации. Неудивительно, что нынешнее плачевное положение немецкой экономики в самой Германии большинство наблюдателей связывают с хаотической экономической и финансовой политикой "красно-зеленого" правительства. В самом деле, трудно говорить о какой бы то ни было внятной стратегии экономического развития, если прогноз правительства о полуторапроцентном росте ВВП в 2003 году не разделяет ни один серьезный экономический институт.

Да и по мнению бизнесменов, самое худшее в экономической политике правительства - ее полная непредсказуемость. Реакция делового мира на растущие налоги сводится к пересмотру инвестиционных планов, а компании, которые несут потери (в металлургии и электротехнической промышленности к ним относится почти 40% фирм), сокращают свой персонал.

Недавно эту точку зрения очень ясно изложил президент Союза работодателей металлургической промышленности Мартин Каннегиессер. По его словам, деловые круги ожидают от правительства конкретной и заслуживающей доверия концепции решения самых насущных проблем: безработицы, пенсионной реформы и реформы системы здравоохранения, снижения налогов и других выплат. Без подобной концепции скорого преодоления затянувшейся стагнации ждать не приходится.

Первые шаги
Правительство Германии приняло ряд мер, чтобы хоть как-то оживить конъюнктуру. К ним относится, например, попытка снова внести в повестку дня, несмотря на ожесточенное сопротивление профсоюзов, закон о "гибком времени закрытия магазинов и кафе". Ведь в Германии в отличие, например, от России, где многие торговые предприятия открыты чуть ли не круглосуточно, время работы строго регламентировано законами. Так, после 20.00 в будни (в субботу до недавнего времени после 16.00, не говоря уж о "мертвом" воскресенье) что-либо купить можно только на вокзале. Гибкий график работы магазинов может существенно улучшить деловой климат в розничной торговле и создать новые рабочие места. Даже небольшое послабление, позволяющее работать магазинам по субботам до 20.00, привело к оживлению спроса в розничной торговле. На очереди правительственный законопроект, касающийся увеличения нижней границы необлагаемого налогами месячного дохода. Сейчас эта граница составляет 325 евро, а будет увеличена до 420 евро. Для месячных доходов до 800 евро будет введено льготное налогообложение. Также предполагается значительно расширить перечень профессий, допускающих минимальный уровень доходов. Это, как считают в правительстве, позволит оживить спрос. Другое направление реформ, по словам федерального министра экономики Вольфганга Клемента, - облегчение положения средних слоев. Называя средний класс экономическим будущим Германии, министр предлагает ряд мер по снижению налогового бремени мелких и средних фирм и улучшению их доступа к дешевым кредитным ресурсам. Эти меры должны привести к увеличению доли таких фирм до 14% против сегодняшних 9% от общего числа компаний.