Почем ботиночки, генерал?

Культура
Москва, 24.02.2003
«Эксперт» №7 (361)
Спектакль "Отелло" в постановке Александра Зельдовича - очередной представитель самого популярного сейчас театрального жанра. Этот жанр можно назвать "глянцевым". Актерскую игру и просто осмысленность уверенно вытеснили здесь костюмы от Bosco di Ciliegi и макияж от Lancome

"Отелло" Зельдовича не совсем спектакль. Это нечто среднее между инсталляцией и показом мод. Большую часть сценического времени мы следим за тем, как рабочие сцены перетаскивают с места на место огромную деревянную раму на колесиках и, тихо матерясь, заматывают ее безразмерной простыней. Время от времени простыня накрывает первые ряды партера, и оттуда слышится недовольное ворчание зрителей. Когда же полотнище наконец натягивается, на нем проступает видеопроекция - крупный план артиста Григория Сиятвинды, потеющего на беговой дорожке. Под видеопроекцией ходит тот же Сиятвинда, аккуратно переступая дорогими ботинками ручной работы и лениво бормоча реплики Отелло в переводе Пастернака. На деревянной раме восседает Дездемона (Елена Морозова) и незаметно потирает ногу, натертую тонкими ремешками дорогих босоножек.

За всеми этими манипуляциями текст Вильяма нашего Шекспира почти не слышен. Забыв о терзаниях героев, зритель с интересом рассматривает ботинки и босоножки и сверяется с программкой, как с модным каталогом: костюмы от Bosco di Ciliegi, шали от Fabric Frontline Zurich. Марки обуви не указаны, хотя обувь замечательная. Зритель волнуется. В сущности, это единственное, что занимает публику на представлении "Отелло" - где обновку-то брали, генерал?

"Отелло" - это типичный глянцевый спектакль, бум которых переживает Москва в этом сезоне. Только за последние три месяца на столичные сцены вышли достойные образцы жанра - "Carmen", "Venus", "Имаго. Pigmalionum", "The Twelfth Night". Глянцевый спектакль - это совершенно новый жанр с изощренной технологией и небольшой, но гордой историей. Любить его трудно, но не знать о нем нельзя.

История жанра

Отцом-основателем глянцевого жанра был буревестник перестройки Роман Виктюк. В легендарных "Служанках" он нашел формулу успеха: идеальный спектакль должен быть о любви и ни о чем больше. Играть ничего не нужно, артистам достаточно демонстрировать публике свою неземную красоту. "Служанки" вышли в 1989-м, страна митинговала и читала "Огонек", но герои Виктюка политикой не интересовались. Они размахивали шлейфами, танцевали танго и любили друг друга под песни Далиды.

С тех пор каждый глянцевый спектакль рассказывает о любви и ни о чем больше. Но какими же плоскими и скучными кажутся они по сравнению с задорными "Служанками"! Шоу Виктюка не следовало рабски за модой, оно ее создавало, внося задор в бедный быт конца 80-х - с их пустыми прилавками, не знавшими о том, что скоро их снесет под напором Bosco di Ciliegi. Спектакли Виктюка того золотого периода дышали простодушной страстью - впрочем, страсть скоро вышла из моды, ей на смену пришел стеб.

Окончательного расцвета жанр достиг под руководством модельера, художника и продюсера Павла Каплевича. Каплевич внес существенное изменение в технологию глянцевого спектакля. В отличие от самолюбивого Виктюка, по старинке считавшего себя главным в процессе создания спектакля, продюсер Каплевич стал собирать каждый спектакль, как мозаику брэндов. Актеры-звезды были важны ем

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (361) 24 февраля 2003
    Ирак
    Содержание:
    Сопротивление неизбежному

    Военной победой США в Ираке можно будет считать только стремительное и почти бескровное свержение режима Саддама Хусейна и передачу власти "второму эшелону" нынешней иракской элиты. Однако даже при таком сценарии крупное политическое поражение США в Ираке неизбежно

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама