Человеческий ген из яичек

Наука и технологии
Москва, 24.02.2003
«Эксперт» №7 (361)

За последние пару-тройку лет биологам, составившим черновую карту человеческого генома, удалось уже приучить нас к мысли, что у человека генов всего лишь в два раза больше, чем у мух и червей, что наши ближайшие генетические родственники - муравьеды, а от мышей нас отличает сотня-другая "функциональных единиц наследственного материала".

Но вот на прошлой неделе журнал Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовал статью, авторы которой - ученые из Harvard Medical School - утверждают, что им удалось идентифицировать уникальный ген Tre2 и что он есть только у гоминидов, то есть у различных эволюционных форм человека и у его ближайших биологических родственников (обезьян).

Первыми гены Tre2 обнаружили еще участники знаменитого Human Genome Project. Позже Чарльз Полдинг и его коллеги из Гарварда выяснили, что у мышей и прочих "простых" млекопитающих гена Tre2 нет, и решили детально изучить его "эволюцию". Сравнивая последовательности аминокислотных оснований у Tre2 и близких ему по составу генов различных животных (начиная от кольчатых червей и вплоть до шимпанзе и горилл), исследователи пришли к выводу, что этот ген представляет собой гибрид двух других генов - USP32 и TBC1D3. И если у USP32 сравнительно древняя история и он присутствует у многих представителей группы млекопитающих, то TBC1D3 встречается только у приматов. По предположению Полдинга и его коллег, слияние этих двух генов в единое целое (Tre2) произошло 21-33 млн лет назад, как раз в то время, когда на Земле возникла "линия гоминидов".

Специфика гена Tre2 еще и в том, что ученые нашли его только в яичках, тогда как его предшественники - гены USP32 и TBC1D3 - присутствуют в клетках самых различных тканей животных организмов. По мнению Полдинга, эта "функциональная локализация" Tre2 свидетельствует о его непосредственной вовлеченности в репродуктивный процесс, что могло стать одним из важнейших факторов видообразования гоминидов. Не исключено, что скоро найдется еще множество "уникальных" генов, выделяющих человеческий род из общей массы млекопитающих.

№7 (361) 24 февраля 2003