Стабилизационный фонд вместо снижения налогов

24 февраля 2003, 00:00

К 2007 году в стабилизационном фонде России должно оказаться чуть более 1 трлн рублей. Об этом заявил первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев после того, как проект концепции механизма функционирования стабилизационного фонда, разработанный Минфином, в минувший понедельник был внесен в правительство РФ.

По мнению разработчиков концепции, стабилизационный фонд должен поддержать российскую экономику в период низких цен на нефть. "Базовая цель фонда - сглаживание горбов и ям, которые возникают из-за изменений внешнеэкономической конъюнктуры", - говорит Алексей Улюкаев. Поскольку прогнозировать динамику мировых цен на нефть затруднительно, для снижения связанных с этим рисков предлагается применять к формированию стабилизационного фонда консервативный подхода, предполагающий сохранение низких мировых цен на нефть - из расчета 12 долларов за баррель в течение трех лет. Для этого, по словам г-на Улюкаева, потребуется накопить "подушку" в объеме 8% ВВП, то есть 1 трлн рублей при ценах на нефть выше 18,5 доллара за баррель.

Стабилизационный фонд будет формироваться за счет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, отчислений от налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, в него ежегодно будет зачисляться остаток профицита бюджета после исполнения всех запланированных расходов.

Согласно проекту концепции, "инвестирование средств стабилизационного фонда должно производиться в иностранную валюту или первоклассные ценные бумаги иностранных государств с тем, чтобы обеспечивать надежность активов фонда, их высокую ликвидность, а также стерилизацию излишнего денежного предложения, связанного с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой". Когда накопления стабилизационного фонда перевалят за триллион, по словам Улюкаева, "возможно выделение других разрешенных расходов", а именно - замещение новых заимствований, досрочное погашение государственного внешнего долга, реализация структурных реформ, позволяющих обеспечить экономию будущих бюджетных расходов, например военной реформы, реформы ЖКХ.

Использовать стабилизационный фонд для снижения налогового бремени Минфин не предполагает. "В этом вопросе мы расходимся с Минэкономразвития, - сообщил Алексей Улюкаев, - поскольку считаем, что расходы, которые не могут быть заранее просчитаны, не должны компенсироваться стабилизационным фондом".