Стеклянный потолок

Политика
Москва, 03.03.2003
«Эксперт» №8 (362)
Проблема модернизации страны упирается в проблему модернизации госаппарата. Проволочки и паллиативы в решении второй все более усугубляют первую

В судьбе реформы госслужбы наступает решающий момент: 11 марта в Госдуме состоятся парламентские слушания по законопроекту "О системе государственной службы РФ", а через несколько дней документ будет рассматриваться депутатами во втором - содержательном - чтении. Сама концепция реформы, по мнению экспертов, достаточно прогрессивна: чиновников предполагается набирать на основе открытых конкурсов, их карьера, а равно и зарплата ставится в зависимость от результатов их деятельности, а вознаграждение будет сопоставимо с уровнем окладов в частном секторе. Но эти достоинства концепции только ужесточают борьбу интересов, сопровождающую весь процесс подготовки реформы. Жестко отстаивать ее суть стараются руководители рабочих групп по выработке законопроектов, заместители главы президентской администрации Дмитрий Козак и Дмитрий Медведев (за которыми стоит сам президент). По ту же сторону баррикад и экономические ведомства - Минфин и Минэкономики. Но оппонирует им - как открыто, так и под ковром - сила цепкая и многочисленная.

Многолик и вездесущ

Ядро госаппарата составляет старое советское чиновничество, и специалисты не судят его слишком строго, потому что аппарат худо-бедно, но работает. Среди чиновников федеральных органов каждый второй (!) работает еще с брежневских времен. Вместе с работниками горбачевского призыва они составляют почти две трети. Но этот контингент можно назвать уходящей натурой, поскольку он не воспроизводится. Типичный представитель старой гвардии - пенсионер (почти десятая часть аппарата) или в предпенсионном возрасте, а потому другой работы не ищет. Хотя сидит более или менее спокойно: конкуренции нет - в следующем возрастном эшелоне (35-40 лет) статистика регистрирует провал.

Вокруг ядра довольно разношерстная публика. Сверху - молодые руководители, министры и их заместители. Даже сторонний наблюдатель между этими группами чувствует постоянное напряжение. Кроме того, есть многочисленная армия рядовых исполнителей - тех, кто носит бумажки, излишне говорить, что в основном это женщины. Есть в госаппарате и молодежь - она использует его как трамплин и быстро уходит.

Образовательный уровень госслужащих, как говорится, оставляет желать лучшего. Если ведущие, главные и высшие должности в федеральных органах в центре почти все заняты специалистами с высшим образованием, то на среднем уровне пятая часть имеет лишь среднее специальное, а среди младших чиновников соотношение еще хуже: 37% с высшим против 43% со средним специальным образованием. Остальные же 20% не имеют и среднего профессионального, что впрямую противоречит закону.

Из этих печальных фактов, как ни странно, вытекает обнадеживающий вывод: если госаппарат столь разнороден, то вряд ли у него есть консолидированная позиция. И это хорошо, поскольку чиновник, по определению, существо инертное и опасающееся новаций. И круговая оборона, занятая всем аппаратом по отношению к реформе, могла бы пустить ее под откос. Самую консервативную позицию занимает, конечно, ядро, но эксперты

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (362) 3 марта 2003
    Евразийская интеграция
    Содержание:
    Проект четырех президентов

    Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия сделали еще одну попытку создать на постсоветском пространстве эффективное межгосударственное объединение. Однако политическая воля к интеграции должна быть подкреплена заинтересованностью бизнеса и чиновников

    Экономика и финансы
    Реклама