Китайский прорыв

3 марта 2003, 00:00

Появление на российском рынке нового розничного игрока в сегменте модной и стильной обуви, в основе ассортимента которого лежит азиатская продукция, отражает мировые тенденции обувной индустрии. В 2001 году около 60% всей обуви (в натуральном выражении) было произведено в Китае. В ближайшие годы эта цифра достигнет 80%. Еще пять-десять лет назад на обувном рынке никто всерьез Китай не воспринимал. За минимальный срок китайские производители достигли исключительного для рынка соотношения цены-качества своей продукции.

Дело в том, что в Европе обувная индустрия переживает тяжелые времена. Ввод евро привел к росту цен, а проблема коровьего бешенства - к дефициту сырья. И сегодня европейская обувная промышленность технологически не может обеспечить низкую цену. В попытках снизить издержки многие производители начали искать новые источники сырья, новые места сборки обуви, у многих компаний на родных фабриках осталось лишь последнее звено - контроль продукции.

Наиболее активно обувное производство переносится в страны Юго-Восточной Азии. Так, спортивная обувь сегодня уже практически полностью производится в Азии. А перевод производства модной обуви в Азию - процесс более длительный, поскольку необходимо наладить изготовление модных материалов, контроль качества и т. п.

Но уже сегодня мировой столицей обувного производства становится китайская провинция Гуанчжоу. В этих местах очень развита инфраструктура: рядом можно найти сырье, все комплектующие для производства обуви, дешевую рабочую силу, обеспечивающую высокое качество и скорость производства модной обуви. По мнению аналитиков, Китай уже через пять лет заполонит весь мир своей модной продукцией.

На российском рынке только официально установленная доля китайской продукции составляет более 50%. В ближайшие годы 80% предложения нашего обувного рынка будет представлено обувью китайского производства. По словам российских обувщиков-сетевиков, на сегодняшний день самый безубыточный способ существования - это накупить образцов обуви в Европе, запустить их в производство в Китае и через месяц получить готовую продукцию.

Судя по всему, для российских производителей обуви совершить рывок, подобный китайскому, пока малореальная перспектива. При полной зависимости от импортного сырья, существующем курсе валют, таможенном и налоговом законодательстве производимая в России обувь, по словам обувщиков, неконкурентоспособна. Сегодня воспрянувшие было после кризиса российские производители сокращают производственные мощности и снижают объемы производства. Во всех отношениях сложному российскому производству отечественный капитал предпочитает мобильные китайские технологии производства.