Прозрачность бизнеса и открытость власти

Юлия Новоселова
3 марта 2003, 00:00

Для того чтобы привлечь большие инвестиции, каждый регион должен выработать продуманную и понятную потенциальным инвесторам экономическую стратегию

Одним из главных условий прихода инвестиций справедливо считается прозрачность, легальность и ответственность бизнеса. Однако наши собеседники в администрации Ярославской области уверены, что прозрачность бизнеса является производной от прозрачности власти. Как показывает практика, бизнес сам с удовольствием "открывается", когда власть устраняет с его пути политические, законодательные и бюрократические помехи.

По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область относится к числу наиболее инвестиционно привлекательных регионов России и имеет рейтинг 3А (низкий потенциал - минимальный риск) и занимает второе место среди регионов с наименьшим законодательным риском. Область отмечена в списке девяти территорий, которые снизили ставки арендной платы за землю и ввели погашение процентных ставок по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов. Наконец, лишь 11 регионов страны, и Ярославская область в их числе, имеют долгосрочную комплексную программу социально-экономического развития.

Льготы и субвенции

Сбалансированная структура экономики Ярославского региона с преобладающими здесь машиностроением, химической и нефтехимической, легкой и пищевой отраслями, развитая транспортная система, выгодное географическое расположение - всего этого, оказывается, мало для массового прихода инвестиций. Необходима продуманная и понятная потенциальным инвесторам экономическая стратегия.

Ежегодно область подает заявки на участие в нескольких десятках федеральных отраслевых программ, но, как правило, они удовлетворяются лишь на треть. Доля затрат на инвестиции из областного бюджета колеблется в пределах 8-12% от доходной части, тогда как в развитых странах эта доля составляет не менее 25%. Понимая, что имеющихся ресурсов недостаточно, администрация области сконцентрировалась на создании условий для притока и реализации инвестиций преимущественно из негосударственных источников.

Но если инвесторы не находят в бюджете и областных законах строк о поддержке и гарантиях по инвестиционным проектам, их сложно убедить в том, что область заинтересована в инвестициях, а не пытается за их счет решать свои текущие социальные проблемы. Поэтому основными задачами администрации стало формирование благоприятного климата для предпринимательства и инвестирования и создание условий для развития фондового рынка как одного из мощнейших инвестиционных механизмов. Первой мерой по формированию благоприятного экономического климата в регионе стало принятие в 1996 году закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности", освободившего инвесторов от местных налогов. Кроме того, по этому закону инвесторы получили льготы по аренде помещений и земли, им стали предоставляться субвенции и субсидии. С 2001 года в области действует закон "О стимулировании экономического развития". В соответствии с ним, зафиксировав сумму налога на прибыль, которую они обязаны уплатить в бюджет, предприятия могут заключать соглашения с администрацией о получении субвенции.

Для действующих предприятий сумма фиксированного налога на прибыль принимается на уровне предыдущего года, а для вновь созданных - нулевая. Причем до 80% разницы между суммой налога, записанной в соглашении и реально уплаченной, предприятие может получить в качестве субвенции на развитие производства. Областная администрация разработала систему льгот по налогообложению имущества и прибыли, по земельному налогу, возврату инвестиционного налогового кредита. Для них на 70% снижена ставка арендной платы за пользование областным имуществом.

Внедрена также система компенсации банковских процентов по кредитам. Правда, сумма на это в бюджете выделена небольшая (на 2003 год - 7 млн рублей). "Несомненно, речь идет о форме поддержки малых и средних предприятий, - говорит директор департамента экономразвития, инвестиций и международного сотрудничества Ирина Абросимова. - Крупным же предприятиям мы можем оказать поддержку в форме предоставления инвестиционного налогового кредита".

Правила игры

Перед областным департаментом экономразвития встал вопрос: кого поддерживать? Решили, что поддерживать нужно в первую очередь перспективных. К примеру, многопрофильное предприятие "Русьхлеб" представило проект производства вафельных трубочек. Стоимость проекта - 40 млн рублей. Потенциал рынка огромен: продукцию можно продавать по всей стране. Конечно, администрация предоставила "Русьхлебу" различные налоговые льготы. А вот рыбинскому судостроительному заводу "Слип" помощи не оказали, поскольку это предприятие - банкрот. Однако, учитывая социальную значимость "Слипа", администрация в его отношении, возможно, применит Закон о финансовом оздоровлении.

Но, как известно, где льготы - там жди злоупотреблений. Чтобы предупредить их, администрация постаралась сделать льготирование максимально прозрачным и понятным. Создан перечень приоритетных инвестиционных проектов. Для принятия решения о поддержке какого-либо из подобных проектов областные власти используют комплекс показателей, среди которых расчеты коммерческой и бюджетной эффективности, заключения экологов, агентства по банкротству и других организаций.

Изменились и критерии отбора проектов и социальных программ: теперь учитываются состояние и перспективы рынка и предприятия, реализующего проект, а также то, как отдельный проект вписывается в стратегию развития области в целом. Например, инвестиционный проект по строительству сети малых гостиниц в областных городах, который осуществляется совместно с правительством Москвы, отражает стратегическое направление развития области - туризм. По такому же принципу реализуется программа "Развитие муниципальных округов", цель которой - создание кредитных кооперативов и открытие новых производств, развитие кооперации между муниципальными округами. Четыре года назад департамент экономразвития обратился за поддержкой в посольство Германии. В рамках программы консультационного и технического содействия "Трансформ" правительство Германии способствовало реализации областной программы. В качестве партнера выступило Немецкое общество по техническому сотрудничеству (GTZ), имеющее опыт по реформированию восточных земель Германии после воссоединения. Пилотными стали три района: Переславский, Ростовский и Угличский. Так, в Ростовском округе при поддержке Совета Европы реализуется проект "Возрождение Ростова Великого".

Сегодня по договорам с администрацией области работает более десятка компаний, которые специализируются на бизнес-планировании, оценке залога, инновационном консалтинге, выставочной деятельности. В числе потенциальных партнеров обладминистрации - более 50 организаций. Это областные и филиалы московских банков, страховщики, консалтинговые и аудиторские фирмы, Ярославская торгово-промышленная палата и Ремесленная палата г. Ярославля, представительства российских и международных фондов и организаций.

Белорусское направление

Одним из приоритетов экономполитики в Ярославской области считают развитие прямых связей с бывшими республиками СССР. Область стала локомотивом экономической интеграции союза России и Белоруссии. Сегодня крупнейшие предприятия области и республики входят в межгосударственную финансово-промышленную группу "БелРусАвто". Она была создана в мае 1997 года четырьмя белорусскими автозаводами (МАЗ, БелАЗ, МЗКТ и МоАЗ) и ***четырьмя российскими предприятиями, которые объединились в компанию "Русские моторы" (АО "Автодизель", Тутаевский моторный завод, Ярославские заводы топливной и дизельной аппаратуры). Сегодня "БелРусАвто" - это уже 17 акционеров, в числе которых Минский моторный завод, УралАЗ, КамАЗ. Такой союз позволяет объединить в одну структуру всех крупнейших производителей большегрузного автотранспорта Белоруссии и России, создавать совместные производства и осуществлять взаимные поставки современных компонентов. Эксперты полагают, что стремление российского автопрома к слиянию в рамках одного консорциума в конечном счете приведет к тому, что внутренний рынок комплектующих для большегрузных машин будет отвоеван у иностранцев.

Сегодня предприятия Ярославской области экспортируют в Белоруссию практически все виды выпускаемой ими продукции: двигатели внутреннего сгорания, топливные насосы, электрические двигатели, лаки и краски, нефть и нефтепродукты и многое другое. Из Белоруссии поставляются грузовые автомобили, тракторы, пластмассы, стекловолокно, холодильники. В целом тенденция такова: объем ярославского экспорта в Белоруссию растет (с 55 млн долларов в 1998 году до 112 млн в 2002-м) при мало растущем импорте (с 66 млн долларов до 71 соответственно).

"Бум интереса"

По оценке работников департамента экономразвития, первый пик иностранных инвестиций пришелся на 1997-1998 годы, когда в предприятия области стали вкладывать средства крупные иностранные компании. Тогда "Истман Кодак" на базе фабрики кинопленки "Славич" реализовал первый крупный производственный проект в России, запустив в Переславле линию по конечной обработке фотобумаги. "Балтик Бевериджиз Холдинг" инвестировал значительные средства в завод "Ярпиво". Эти два крупных инвестора и обеспечили рывок. Сегодня же на каждый рубль госинвестиций приходится 10-12 рублей частных. А всего в 2002 году в область поступило двенадцать с половиной миллиардов рублей. В администрации считают, что есть все возможности увеличить приток средств в несколько раз. Сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве с двумя швейцарскими компаниями, занимающимися лесопереработкой, а также с крупной российской структурой "Инвестконсалт Груп", занимающейся строительством деловых, торговых и развлекательных центров. В Ярославле планируется построить торгово-развлекательный комплекс площадью 26 тыс. кв. м и стоимостью около 20 млн долларов. В 2002 году был реализован ряд инвестпроектов, которые были привлечены в область с помощью администрации и получили различные налоговые льготы. В качестве примеров можно привести такие, как проект ОАО "Холодмаш" по производству герметичных моторкомпрессоров для холодильных установок (сумма кредита составила 64 млн ***немецких марок). Кроме того, компания "Истман Кодак" осуществила проект по конечной обработке цветной фотобумаги (17 млн долларов), проведена реконструкция варочного цеха в компании "Ярпиво" (55 млн долларов), "Балканская звезда" совместно с компаниями Sasib и Hauni обновила оборудование на 82 млн долларов. В 2003 году начнут осваиваться и другие крупные иностранные инвестиции - кредит японского Ex-ImBank (220 млн долларов) на реконструкцию ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ранее было привлечено 56,5 млн долларов американского Ex-ImBank).

По прогнозам департамента экономразвития области, в 2003 году ожидается значительный рост реальных объемов инвестиций. Предполагается, что за 2002 год предприятия адаптировались к новой схеме налогообложения прибыли. Должна дать результаты и новая амортизационная политика, которая может сделать амортизационные отчисления основным источником финансирования инвестиций (до 63-65% в 2003 году) и привести к реальному увеличению объемов капвложений в дальнейшем. "Сегодня ситуацию в области можно назвать бумом инвестиционного интереса, - говорит Ирина Абросимова. - Возможно, он перерастет в реальный инвестиционный бум".