Красные дьяволята

Культура
Москва, 03.03.2003
«Эксперт» №8 (362)
В отечественную литературу пришло новое поколение. Двадцатилетние писатели сбрасывают с парохода современности недавних кумиров - Пелевина и Сорокина. Объявив своим главным врагом постмодернизм, они рядятся в красноармейскую шинель и декларируют возвращение к реализму

В литературную жизнь рвутся писатели-дебютанты, они все агрессивнее отвоевывают себе жизненное пространство. Книжки двадцатилетних прозаиков номинируются на престижную премию "Национальный бестселлер", выходят массовыми тиражами, вызывают шок у критиков. Только что издательство ОГИ выпустило сборник "Война и мир-2001", закончив этим серию публикаций по итогам конкурса "Дебют" 2001 года. Опубликованы практически все авторы, вошедшие в официальный шорт-лист "нового поколения" литературы. Кроме того, в разных издательствах вышли книги лауреатов 2002 года - B>Сергея Шаргунова, Сергея Сакина, Павла Тетерского, Антона Фридлянда. Теперь уже можно говорить о приходе в литературу нового поколения писателей, детство которых пришлось на перестройку, а юность - на послекризисное время. На смену интеллектуальным играм 90-х приходит литература, пропагандирующая "новый реализм". Поколение 90-х пресытилось бесконечными языковыми экспериментами и попытками разыскать в повседневности потаенный мифологический подтекст. Уходить от реальности уже неинтересно: интеллектуальным десертам Пелевина, Сорокина и Татьяны Толстой новомодная литература предпочитает черный хлеб натурализма. Поколение 90-х пришло в литературу с целью утвердить "новую искренность", ставшую чуть ли не основным художественным критерием: не столь важно уметь писать, главное - устранить эстетический барьер между литературой и действительностью, общаться с миром напрямую, без посредников в виде разнообразных культурных накоплений.

Дневник наблюдений


Гаррос-Евдокимов: Большая часть носа готовно вмялась, но под переносицей остался твердый треугольничек кости. По нему пришлось дважды врезать прицельно, и со вторым ударом вместе с носовой костью внутрь черепа провалилось все, что располагалось между выходной дырой во лбу и глазницами.

Новая мода сделала имя писателям, чье творчество еще недавно, скорее всего, прошло бы незамеченным. Лет пять назад Ирина Денежкина - двадцатилетняя дебютантка из Екатеринбурга - удостоилась бы в лучшем случае одноразовой публикации в каком-нибудь толстом журнале. Между тем в прошлом году ее сборник рассказов "Дай мне!" чуть не получил премию "Национальный бестселлер" (в итоге Денежкину обошел Проханов со своим скандальным "Господином Гексогеном").

Публике Денежкина была представлена как оголтелая феминистка и провокаторша - но оказалось, что эпатажа в ней не больше, чем в Дюймовочке. В свои двадцать лет она еще совсем подросток, и ее книжка - стандартный девичий дневник. Особенных рассуждений нет, зато есть пересказ незамысловатых эротических приключений да сплетни про знакомых. В сборнике, выпущенном издательством "Лимбус-пресс", одиннадцать рассказов, но где кончается один, а начинается другой - непонятно. Все сливается в общую тинейджерскую вечеринку с невнятными любовными признаниями ("Зайка, что я? Я тебя люблю! Люблю... Давно, еще с приезда... Зайка..."), зато вполне внятными сексуальными сценками. Если вдруг рассказы Денежкиной и станут основой нового литера

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (362) 3 марта 2003
    Евразийская интеграция
    Содержание:
    Проект четырех президентов

    Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия сделали еще одну попытку создать на постсоветском пространстве эффективное межгосударственное объединение. Однако политическая воля к интеграции должна быть подкреплена заинтересованностью бизнеса и чиновников

    Экономика и финансы
    Реклама