Как застраховать олигарха

Евгений Решетин
10 марта 2003, 00:00

Страхование крупного бизнеса - один из наиболее емких и конкурентных сегментов рынка. Поучаствовать в страховании промышленных холдингов может любой страховщик, но только в том случае, если у него хорошая репутация или рейтинг надежности

Принято считать, что рынок страхования крупного бизнеса уже давно поделен. Мы провели специальное исследование, которое показало, что это не так. Выяснилось, что круг страховщиков, работающих с крупнейшими российскими промышленными структурами, очень широк. Даже в тех случаях, когда у предприятия есть своя собственная страховая структура, реальное число страховщиков, обеспечивающих его страховую защиту, может исчисляться не одним десятком.

Действительно, времена, когда все риски отдавались в одну компанию, канули в Лету. Даже в тех случаях, когда формально предприятие работает с одним страховщиком, в страховой защите за счет механизмов перестрахования сейчас реально участвует множество компаний. Все более распространенным становится выбор страховщиков по результатам тендеров. К формированию страховой защиты привлекаются ведущие российские и международные страховые брокеры. Позитивную роль во внедрении страховой культуры играют и банки, требующие при кредитовании заключать полноценные договоры страхования и, как правило, не удовлетворяющиеся формальным полисом "карманного" страховщика предприятия-кредитополучателя. Короче говоря, крупный бизнес первым начал организовывать качественную страховую защиту.

Бизнес для избранных

Однако развитие качественного страхования - процесс постепенный и долгий. Если московские и санкт-петербургские страховщики в один голос говорят о том, что рыночные механизмы начинают работать, то в регионах, где весь бизнес строится либо вокруг местных властей, либо вокруг местного олигарха, важнейшим фактором для страховщиков по-прежнему является близость к этому самому "центру деловой активности". Эксперты уфимской страховой группы "Аккорд" уверены, что сегодня о конкуренции можно говорить лишь в страховании малого и среднего бизнеса, а гендиректор красноярской страховой компании Георгий Зенин призывает государство конкретизировать антимонопольную политику в сфере взаимоотношений страховщиков и финансово-промышленных групп.

Рынок действительно построен так, что крупные холдинги и банки всегда будут работать с небольшим кругом страховщиков, отторгая финансово слабые компании. Владельцы финансово-промышленных групп имеют право выбирать своего страховщика. Банки просто обязаны составлять списки аккредитованных страховщиков, чьи полисы они принимают при осуществлении кредитных операций. А региональные власти вправе отбирать себе уполномоченные компании для страхования своих имущественных интересов. И никаких нарушений антимонопольного законодательства в этих решениях нет. Единственная проблема, которую решает МАП, - он ограничивает, в меру возможностей, "рекомендации" госструктур страховаться в той или иной компании. Все остальные случаи выбора страховщика - прерогатива владельцев имущества. Исходящие от неизвестной страховой организации жалобы на то, что нефтяная компания рекомендует своим региональным "дочкам" страховаться у определенного страховщика, или на то, что крупный банк не принимает ее полисы страхования залогового имущества, - нелепы. Владельцы нефтяного холдинга, разрабатывая систему риск-менеджмента, не должны опасаться, что на местах имущество окажется застрахованным в ненадежной компании, предложившей "откат" руководителю местного подразделения. А банк, вполне естественно, не хочет оказаться в дураках, когда кредитополучатель предоставит ему полис какой-то дружественной компании (а к этому полису будет не известное банку приложение, фактически прописывающее, что основные риски не покрываются, а взносы, благодаря определенным схемам, возвращаются на предприятие).

Поэтому узость круга компаний, страхующих крупный российский бизнес, объяснялась вполне разумными соображениями. Как показывают данные о сотрудничестве страховщиков, ведущих предприятий и банков (к сожалению, опубликовать эти сведения по просьбе предоставивших их страховых компаний мы не можем), лидеры страхового рынка доказывать свою состоятельность уже научились. Фактически одни и те же компании участвуют в обеспечении страховой защиты большей части предприятий-флагманов российской экономики.

Как расширяется круг

Еще пару лет назад реальное рисковое страхование рассматривалось предприятиями как приложение к различным налогосберегающим "схемам". Сегодня "схем" меньше не становится, но все чаще руководители разграничивают нерисковое и рисковое страхование. Во всем мире для осуществления первого типа операций существуют специальные кэптивные страховщики и офшорные зоны, а классическое страхование осуществляется на основе принципов риск-менеджмента и распределения рисков между надежными и универсальными страховыми организациями. Как отмечает советник гендиректора РОСНО Владимир Клейменов, страховщик, сильно зависящий от одного клиента и отдельной отрасли, не может считаться надежным. Универсализация и диверсификация являются основными принципами ведения качественного страхового бизнеса. В то же время ни одна российская компания не может без ущерба для финансовой устойчивости принять на собственное удержание риск свыше 2-3 млн долларов, а для большинства страховщиков этот порог на порядок ниже. В такой ситуации в страховании рисков российских промышленников задействованы все ведущие отечественные и - по самым крупным рискам - международные страховые организации.

Комментарий гендиректора компании "Гефест" Александра Миллермана:

- Крупный бизнес к маргинальным видам страхования ("схемотехника") относится с пониманием и использует их, как это ему нужно. А реальное страхование покупает через конкурсы, с серьезной проработкой вопроса. Поэтому есть устойчивые связи между страхователем и страховщиком на уровне корпоративных взаимоотношений, вполне рыночные. При этом закрепленных ниш не существует даже в кэптивных структурах. Поскольку ни у одного страховщика нет достаточной финансовой емкости, то в любом случае включаются механизмы сострахования и перестрахования.

Теперь понятно, почему предприятия, даже имея своего собственного кэптивного страховщика, активно расширяют круг партнеров. При правильной страховой защите цель кэптивной компании - не страховать все риски, а грамотно и надежно разместить их в перестрахование.

Комментарий замгендиректора компании "Энергогарант" Леонида Зеркалова:

- Компаний, передающих все риски в руки одного кэптивного страховщика, становится все меньше. Подтверждением этому служит неявная, но тем не менее существующая ротация страховщиков крупных предприятий. С одной стороны, серьезная страховая компания может попробовать свои силы в борьбе практически за любого клиента. С другой - рынок заставляет нас совершенствовать бизнес-процессы и клиентские технологии: страховщик, даже хорошо "закрепившийся" на том или ином предприятии, не должен расслабляться, поскольку его могут потеснить в любой момент.

А что же кэптивные компании? Рассказывает председатель правления компании "Прогресс-Гарант" Олег Пятаков:

- Кэптивным компаниям приходится, как минимум, "быть в рынке" по тарифам и по сервису. С другой стороны, многие предприятия начинают размещать риски через брокеров. Сначала это были западные, а теперь и российские компании. Здесь страховщики или пулы имеют тенденцию меняться настолько, насколько это обусловлено бизнес-интересами.

В том случае, когда у предприятия нет специалистов по управлению рисками, а развитие страховой "дочки" не входит в его бизнес-планы, привлекаются страховые брокеры, специализирующиеся на формировании страховой защиты рисков.

Когда меняют страховщика

Наиболее распространенной причиной смены страховщика остается смена собственника или руководителя предприятия. Но все чаще и чаще страховщиков меняют, чтобы приобрести классическую страховую защиту и сформировать систему управления рисками. Рассказывает Людмила Братусь, советник президента группы "Спасские ворота":

- Соотношение цена-качество у лидеров страхового рынка примерно одинаковое. Поэтому сегодня на первый план выходят комплексные страховые продукты. Выигрывает тот страховщик, который может предложить самую полную услугу, нестандартное страховое покрытие. Все большую роль играет деловая репутация компании.

По мнению Александра Миллермана, крупный бизнес стал интересоваться не отдельными видами страхования, а комплексными решениями, позволяющими покрывать практически все риски, которым подвержены финансовые, материальные и человеческие ресурсы и которые ослабляют деловую активность и ведут к ощутимым убыткам.

Как показывает опрос страховщиков, конкурсы по выбору партнеров при заключении договоров страхования проводятся все чаще. По данным компании "РЕСО-Гарантия", тендеры проходят в среднем раз в две недели.

В настоящее время многие компании делают ставку на участие в подобных мероприятиях. И несмотря на широко распространенное мнение о предрешенности результатов тендеров, достаточно часто в них побеждают вовсе не те, кто ближе к руководству страхуемой компании. Вполне логично, что в конкурсах, основанных не на поиске лучших тарифов и "откатов", а на анализе надежности страховщиков, побеждают действительно лучшие. Таким образом, достаточно узкий круг победителей конкурсов - не беда, а факт, имеющий объективные предпосылки.

Все чаще особое внимание при выборе страховщиков "трансрегиональные" российские компании уделяют наличию филиальной сети. Крупный бизнес, работающий в разных регионах, понимает, что выгодно работать не с кэптивом, а с компанией, имеющей по всей стране единые стандарты и правила ведения бизнеса. Так, после южного наводнения в прошлом году нескольких новых крупных клиентов приобрел "Росгосстрах".

Впрочем, есть свои резоны и у тех, кто старается не менять страховщиков. Комментирует гендиректор страховой компании "Русский мир" Павел Зубрилин:

- Страховая компания, которая уже страховала объект, лучше его знает, а значит, может более правильно оценить степень риска и дать тарификацию. К тому же у нее уже существуют предварительные договоренности с перестраховщиками по данному конкретному риску. "Старый" страховщик также имеет преимущества с точки зрения человеческого фактора, поскольку хорошо знает, как строить отношения с менеджерами, принимающими решения. Иногда тендеры проводятся не в целях смены страховщика, а для снижения тарифных ставок. В этом случае создаются условия, при которых в тендере участвует много компаний, в том числе и небольших, которые не могут ни адекватно оценить степень риска, ни тарифицировать объект. Такие компании зачастую выставляют базовые "вилки" для стандартного имущества, и организатор начинает ориентироваться по нижней планке, таким образом пытаясь "прогнуть" на низкие ставки остальных участников тендера - реальных претендентов на победу.

Банковское дело

Аналогичная ситуация складывается и в страховании финансовых институтов, однако на этом рынке есть определенная специфика, связанная со значительным объемом "нестандартных" рисков, характерных именно - и только - для банков. Если стандартные виды страхования, такие как страхование зданий и оборудования, а также добровольное медицинское страхование сотрудников, являются вполне рыночными и конкурентными, то со страхованием ответственности и с комплексным страхованием банка (включающем риски мошенничества сотрудников и риски утери информации) все обстоит сложнее.

Руководитель управления отраслевого страхования "АльфаСтрахования" Алексей Слюсарь рассказал нам, что в России по полисам ВВВ (полисы комплексного страхования банка) застраховано десять-пятнадцать финансовых институтов, большинство из которых - банки с участием иностранного капитала либо банки, ориентированные на работу с иностранцами. Тогда как в США комплексное банковское страхование - обязательное условие для кредитных учреждений, работающих с физическими лицами. В России же для развития этого вида нужно не менее трех-пяти лет. Усложняет ситуацию не только отсутствие спроса, но и ограниченность предложения данного продукта. По мнению экспертов "Росгосстраха", качественную оценку риска по полисам ВВВ могут провести лишь несколько страховщиков, а выданные на этот вид лицензии можно пересчитать по пальцам.

Причиной низкого спроса на "сложные" страховые продукты является как отсутствие судебных прецедентов и неразвитость судебно-правовых норм, так и проблема конфиденциальности банковской информации. По словам специалистов СК "Прогресс-Нева", банки зачастую боятся раскрывать информацию, необходимую для заключения договоров страхования. Об аналогичной ситуации рассказали и в "АльфаСтраховании": "Банки опасаются передавать нам информацию о своих клиентах и заемщиках, опасаясь нашей аффилированности с Альфа-банком. Но эта опасность мнимая - сохранение конфиденциальности полученной информации является вопросом профессионализма и деловой этики. Репутация дороже". Поэтому неудивительно, что наиболее широкая страховая защита у тех банков, которые традиционно тесно связаны со страховым бизнесом и имеют аффилированных страховщиков.

Но, похоже, дело не только в вопросах конфиденциальности, считает гендиректор СК "Русские страховые традиции" Иван Давыдов:

- Причина непопулярности страхования ответственности - в специфике российского бизнеса: нельзя застраховать ответственность "прозрачно" или "по закону", когда банки ведут бизнес "непрозрачно" или "по понятиям". Когда банки начнут покупать полисы комплексного банковского страхования, только тогда в них можно начинать безбоязненно делать вклады.

Кредитная история

Банки пока осторожно относятся к формированию собственной комплексной защиты, однако активно развивают "смежный" сегмент рынка, а именно страхование рисков, возникающих при проведении кредитных операций. Страхованию подлежат: залоговое имущество при кредитовании юридических лиц, предметы лизинга, а также жизнь и имущество заемщика при ипотечном кредитовании и потребительском кредитовании физических лиц.

На рынке банковского страхования существуют две крайности, причем обе опасные для развития цивилизованных отношений. Первая - банк может требовать от клиентов страховать залоговое имущество в одной, аффилированной с ним страховой компании. Подобные операции с большой натяжкой можно называть страховыми, поскольку главную задачу банк не решает - риск все равно фактически остается у него. Обычная цель подобного рода операций - повышение процентной ставки для банковского заемщика. Вторая крайность - предоставление клиентам полной свободы в выборе страховщика. Эффект от таких операций с точки зрения снижения рисков банков - нулевой. Предоставление клиентом фиктивной страховки не решает проблемы невозврата кредита при утере залогового имущества.

Золотая середина - создание банками систем уполномоченных страховщиков, куда отбираются страховые компании, отвечающие установленным специалистами банков требованиям надежности. Именно эти компании рекомендуются клиентам, желающим получить кредиты. Так сегодня поступают все крупные банки. Несмотря на жалобы многих малых и средних страховщиков, альтернативы данной системе практически не существует.

Комментарий руководителя департамента банковского страхования Страхового дома ВСК Сергея Якушева:

- С системами аккредитации страховщиков, сформированными банками, мы встречаемся сплошь и рядом. Нередки и случаи, когда определенный банк отказывается учитывать наличие у кредитополучателя полиса нашей компании. Это может показаться странным, но мы совершенно спокойно относимся к подобным фактам. Мы признаем суверенное право на выбор банками партнеров по бизнесу, в том числе и среди страховых компаний. Поэтому мы не обращаемся с жалобами в регулирующие и административные органы, а пытаемся доказать игнорирующему нас банку, что ВСК - интересный партнер.

Аналогичным способом действуют и другие крупные страховщики. Как показал опрос банков, если страховая компания не входит в число рекомендованных, но имеет хорошую репутацию на рынке и отвечает требованиям финансовой устойчивости, то, скорее всего, у нее есть шанс стать страховщиком банка. Но вот малым и средним страховым компаниям банки не доверяют.

Рассказывает начальник кредитного управления Инкасбанка Алексей Главатских:

- Я считаю идеологию аккредитации страховщиков абсолютно правильной. В настоящих условиях предоставление клиенту права выбора страховщика существенно увеличивает риск неполучения страхового возмещения и, соответственно, весь риск по кредитной сделке. Если клиентом имущество уже застраховано в неаккредитованной компании, то решением кредитного комитета банка ее полис либо принимается, либо клиенту предлагается застраховать залог в рекомендованной нами компании. Критериями для нас служат рейтинг и репутация страховщика, соответствие параметров договора страхования требованиям кредитной сделки, история взаимоотношений клиента с компанией.

В банке "Глобэкс" в качестве варианта при "неподходящей" страховке клиенту просто предлагают увеличить ставку кредита с учетом возникшего дополнительного "риска на страховщика, не попавшего в аккредитованный список". При этом список аккредитованных страховщиков также определяется исходя из величины уставного капитала компаний, положительной деловой репутации, устойчивого финансового положения, отсутствия убытков в балансе за последние годы и большого опыта работы на российском рынке.

Комментирует вице-президент дирекции кредитования Доверительного и инвестиционного банка Ольга Харламова:

- Если страховая компания не входит в предложенный нами список, то мы обязательно смотрим, попадает ли она в ТОР-10 российских или международных страховщиков, анализируем ее финансовую отчетность и показатели деятельности, после чего устанавливаем на нее лимит риска и принимаем специальное решение. Если компания не соответствует установленным критериям, то мы предлагаем застраховать имущество либо у рекомендуемого нами страховщика, либо у устраивающего нас с точки зрения наличия лимита кредитного риска.

Впрочем, причиной формирования списков рекомендованных страховщиков может быть и необходимость больших временных затрат на выставление лимитов по каждой компании. Банку проще выставить лимиты на несколько крупных структур, чем отдельно изучать финансовое состояние всех компаний, чьи полисы приносят в качестве обеспечения кредитов его клиенты. Именно поэтому альтернативой проведению собственного анализа во всем мире рассматривается механизм рейтингования, когда страховая компания получает от независимой авторитетной организации "знак качества" в виде присвоенного рейтингового класса и рейтинговый отчет, на который при встрече с "новым страховщиком" вполне может ориентироваться банк.

Страховые организации, имеющие высокий рейтинг надежности (классы A, A+, A++)

"Авиа" (Красноярск) A, АФЕС A+, Страховой дом ВСК A++, "Ингосстрах" A++, Индустриальная перестраховочная компания A++, "Москва Ре" A+, "НАСКО Татарстан" (Казань) A, "Нефтеполис" A+, "Прогресс-Гарант" A+, "РЕСО-Гарантия" A++, РОСНО A++, "Россия" A+, "Русский мир" (Санкт-Петербург) A+, Русский страховой центр A+, "Согласие" A+, "Спасские ворота" A+, "Энергогарант" A+, "ЮжУрал-АСКО" (Челябинск) A+, BTA (Рига, Латвия) A++, "Транссиб Ре" A++Re,

В данном списке указаны все страховые организации, имеющие официальные рейтинговые оценки на 1 марта 2003 года. Три компании отказались от публикации рейтинга.