О том, какой нынче день Помпеи

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
10 марта 2003, 00:00

На прошлой неделе в прессу просочилась отличная новость: правительство вот-вот выкатит в Думу подготовленный в комиссии Д. Н. Козака законопроект с эпическим названием - "Об особенностях приобретения, осуществления и прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество". Смысл проекта в том, что власть любого из трех уровней (федеральный, региональный муниципальный) имеет право владеть только тем имуществом, которое необходимо для осуществления ее, власти, функций, - причем такую необходимость по каждому объекту нужно будет публично обосновать. Если же под какой-нибудь ГУП, МУП, пакет акций или, попросту, госдачку выдумать властную функцию не удастся, то их придется приватизировать. Инициативу комиссии Козака надо бы всенародно восхвалить. Тут ведь речь не о либерализме vs. этатизм: ученые, полуученые и псевдоученые диспуты о сравнительной эффективности гос- и частной собственности не имеют к нашей жизни никакого отношения. Госсобственность у нас считается имуществом как бы выморочным и в огромном большинстве случаев ежедневно подвергается самому бессовестному грабежу. Изредка во главе госкомпаний встречаются честные люди - я сам знаю одного, - но погоды они не делают; ну а случая, когда нормальной компании пошло бы на пользу присутствие госпакета, я как-то даже не припомню. Чем меньше будет в нынешней России госсобственности, тем лучше; сейчас же у нас в одном сельском хозяйстве полторы тысячи федеральных ГУПов и почти шесть тысяч федеральных госучреждений. Парадиз - к сожалению, в сколько-нибудь последовательную реализацию этой затеи я верю меньше, чем в домового. Во-первых, законопроект разработан с расчетом на то, что властные функции, о которых тут речь, будут отвечать требованиям начинающейся административной реформы: у каждого ведомства должны будут остаться функции лишь одного из трех видов (правоприменительные, правоустанавливающие, контроль и управление госимуществом). Ведомства костьми лягут, чтобы ничего подобного не допустить, - а костей у них много. Во-вторых, в этом законопроекте предусмотрены щедрые сроки: приватизация имущества, не необходимого власти, начнется в 2009 году... Допустим, к вам в капусту забрался козел. Вы и говорите ему: "Козел, не место тебе в капусте! Чтобы через шесть лет духу твоего здесь не было..." Понятно, что перемены, подразумеваемые проектом, требуют немало времени. Но понятно и то, как отреагирует на уведомление означенный козел: не много у вас останется капусты к 2009 году. Ведь и без того воруют - в частности, вокруг госсобственности - страшно. Как в последний день Помпеи; как на "Титанике", уже напоровшемся на айсберг, - нисколько не опасаясь ломки и наказания. Вот на прошлой же неделе бюджетный комитет Думы затеял парламентский запрос: почему до сих пор не попали в бюджет 775 млн долларов, вырученные больше трех месяцев назад за госпакет "ЛУКойла", - 5,9% акций. Депутаты не маленькие, понимают: потому не попали, что крутятся, - но хотят знать, долго ли еще будут крутиться? Депутата М. М. Задорнова "удивляет спокойствие правительства в такой ситуации". Продавец акций, председатель РФФИ В. В. Малин, уверил "Ведомости", что волноваться вовсе незачем. Он напомнил, что, поскольку законодательство не позволяло РФФИ напрямую разместить на западном рынке госакции, РФФИ в 2000 году - в довольно заметном противоречии с законодательством, зато по указу президента и распоряжению правительства! - внесла их в уставный капитал 100-процентной "дочки" по имени "Комприватизация". В конце 2002 года "дочка" акции наконец продала - и деньги лежат на ее счете. Чтобы деньги получить, "дочку" надо ликвидировать. А ликвидация, объясняет г-н Малин, дело долгое. В декабре совет директоров "дочки" заочно проголосовал за ликвидацию, но председатель совета Г. О. Греф подписал протокол только 18 февраля, "а проголосовал по собственному бюллетеню и того позже - 24 февраля". С 4 марта процедура сдвинулась - и пошла, пошла... Совсем скоро - еще два месяца! - деньги будут в бюджете. Сколько там будет денег, интересуются депутаты? Какую долю выручки отпилят РФФИ с "дочкой" и прочие причастные лица? В. В. Малин и на эти вопросы отвечает корреспонденту совершенно без волнения: он, правда, "затруднился уточнить, как распределится выручка между участниками сделки, но сказал, что все они, помимо бюджета, получат в совокупности менее десяти процентов от суммы сделки". Люди, совсем чуждые фондовому рынку, могли не оценить феерической наглости этих десяти процентов. Андеррайтеру (причем настоящему, а не тому, кто продаваемые акции в подарок поучил) "в совокупности" с консультантом ни при какой погоде не причитается больше процента, ну полутора; а уж прочим "участникам сделки" - и еще гораздо меньше. Спасибо хоть 90% отвалят чиновные продавцы хозяину имущества - могли бы и бритвой по глазам. Наконец стало понятно, почему для продажи лукойловского пакета был избран именно этот не просто незаконный, а еще и не нужно запутанный путь. Законов ведь можно было не нарушать: можно было взять какой-нибудь ГУП и заключить с ним договор-поручение о продаже пакета. ГУП в отличие от РФФИ с "дочкой" не величал бы себя андеррайтером и перевел бы выручку в бюджет за один банковский день. Ну и кто бы этой тривиальности радовался? То ли дело теперь! Три четверти миллиарда долларов крутятся почти полгода; "менее десяти процентов" из них послужат прекрасным бонусом для избранных чиновных лиц. А виноватых нет - и никогда не будет. Совсем. Обратите внимание: аккуратно замараны все - от президента и правительства (помните указ и распоряжения?) до лично Грефа, на которого г-н Малин так мило перевел стрелки за два из шести месяцев крутежа денег. А улик чьей-либо прямой вины - голый ноль: после ликвидации "дочки" останутся две драных бумажки, к тому же и подписанных разными гендиректорами - первый-то директор "Комприватизации" год назад исчез в дебрях империи А. Б. Миллера. Пишите письма.