О том, чего не будет

Разное
Москва, 17.03.2003
«Эксперт» №10 (364)

В трактате генерала Крутицкого "О вреде реформ вообще" сказано: "Что заключает в себе реформа? Реформа заключает в себе два действия: 1) отмену старого и 2) поставление на место оного чего-либо нового. Какое из сих действий вредно? И то и другое одинаково". Старик прав: говоря о вреде реформ (или об их пользе - это всего-навсего вопрос смены знака), следует давать простор пытливости ума в обоих направлениях. Пытаться понять, почему отменено то, что отменено, - и зачем поставлено то, что поставлено. Происшедшие 11 марта упразднение Федеральной службы налоговой полиции и учреждение (практически на месте оной) антинаркотического госкомитета - прекрасный материал для такого упражнения.

Почему упразднена ФСНП? К сожалению, не потому, что она, загребая себе все новые полномочия, использовала их во все большей степени для "наездов" на предпринимателя. Это ей бы еще долго прощалось - зарегистрировал же только что Минюст безумную инструкцию ФСНП, разрешившую полицейским по одному подозрению в намерении как-то не так обойтись с налогами травить заподозренного бизнесмена любыми средствами, включая прямое давление на его близких. Но свар с МВД и МНС - при на глазах падающей выручке - ей прощать не стали.

Справедливости ради отметим, что среди правоохранителей именно налоговые полицейские были, пожалуй, экономически наиболее грамотными. Но все-таки хорошо, что их упразднили: слишком уж далеко зашла там порча.

И тут мы прямо выезжаем ко второму из завещанных генералом Крутицким вопросов: зачем учреждено новое ведомство, уже получившее кличку Госнаркон? Нет, я не сомневаюсь в истинности причин, названных вслух. Действительно, положение с наркотиками в России ужасающее. На порядок, а то и не на один выросшие оборот и транзит наркотиков, международные преступные структуры, все наглее проявляющиеся на нашей территории, - да хоть бы и те самые десять процентов всех преступлений в России, которые, как объявил президент, совершаются именно в связи с наркотиками, - более чем достаточные причины для срочного принятия самых радикальных мер - в частности, и структурных. Да и достойное место В. В. Черкесову, которому приспело время уступить свой пост В. И. Матвиенко, тоже надо было соорудить. Но неужели никаких других целей создание Госнаркона не предусматривало?

Тут ведь есть огромная проблема, вполне аналогичная проблеме военной реформы. Я не раз слышал от кадровых или уволившихся в запас офицеров, что наша армия как целое уже не подлежит реформированию - разложение и деградация зашли в ней слишком далеко. Выходом может оказаться создание на новом месте новой армии. Детали адепты этой идеи рассказывают каждый по-своему, но здесь и не место деталям - мы же говорим о другой проблеме.

Мы говорим о том, что даже с большим правом, чем об армии, эти же мрачные слова - "реформированию не подлежит" - можно сказать о системе МВД. Одни части этой системы (части как географические, так и по видам деятельности) пронизаны коррупцией больше, другие - меньше, но даже в них... Словом,

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (364) 17 марта 2003
    Вертикаль власти
    Содержание:
    В поисках равноудаленности

    Затеянные президентом кадровые и структурные перемены в силовом блоке правительства укрепили позиции государства, но не обидели и представителей бизнеса

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама