Не новый, не порядок

24 марта 2003, 00:00

Редакционная статья

Как только первая американская бомба упала на дворец Саддама Хусейна, испуганная мировая общественность в голос заговорила об установлении нового глобального порядка. Цепочка фактов, выводов и прогнозов выглядит следующим образом. Начав без санкции Организации Объединенных Наций и вопреки позиции союзников по военному блоку НАТО войну в Ираке, Соединенные Штаты присвоили себе право единолично решать судьбы мира. После неминуемой победы в этой войне Америка получает неисчислимые выгоды от контроля цен на нефть и тем укрепляет свое экономическое доминирование в мире. Между тем ее отлаженная и обкатанная военная машина двинется дальше, "даруя свободу" все новым странам из своего длинного "черного списка" и диктуя условия существования всем остальным. И это будет тот самый однополярный мир, та самая ничем не ограниченная гегемония, о которой дальновидные аналитики предупреждали сразу после крушения Советского Союза.

Произойдет совсем другое. Победа в Ираке, так же как и недавняя победа в Афганистане, станет лишь началом длительного периода хаоса в этих, а скорее всего и в сопредельных странах. Освобожденные народы никогда не поймут, от чего их освободили, и никогда не простят американцам освобождения. Эта исламская земля будет гореть под ногами христианских носителей Добра, как они сами себя называют. Террористические угрозы, которые и были видимой причиной последних военных операций, будут только нарастать. Америка получит нечто худшее, чем даже Вьетнам. И ей уже будет не до новых точек на "оси зла". Чувствуя это, все более дерзко ведут себя одиозные Иран и Северная Корея.

Многие эксперты воспринимают эту войну как попытку США переложить бремя собственного экономического кризиса на другие страны, усилить доллар, опустить евро, накачать заказами свои ВПК и сектор индустрии высоких технологий, взять под контроль нефтяной рынок. Однако не факт, что все это произойдет, как планируется. И в любом случае болезни американской экономики таким образом можно только загнать вглубь, причины не исчезнут. Кроме того, Штатам придется тратить огромные деньги на поддержание видимости порядка на оккупированных территориях и на содержание огромной военной группировки за пределами страны. И вряд ли американские налогоплательщики будут долго терпеть такие расходы.

Человечество, может быть, и согласилось бы на лидерство Соединенных Штатов, если бы они предложили ему какой-то внятный проект мироустройства. Но у Буша нет никаких идей, кроме заклинаний насчет Добра и Зла. Ни западный, ни тем более восточный мир не стали чувствовать себя более защищенными в результате активизации США. Все как раз наоборот. Америка начинает восприниматься людьми и странами как самый актуальный источник опасности. Даже Европа, которая более полувека прожила под зонтиком США и которой сегодняшняя Америка никак не угрожает, напряженно думает над тем, что противопоставить этой непредсказуемой стихии. Выдвинутый Германией и Францией проект создания единого европейского государства - это только первый шаг. Имеющие многовековой опыт военного строительства немцы и французы хорошо понимают, что создать дееспособную военную машину можно только при едином управлении, к тому и ведут.

Теоретически новый порядок мог быть навязан остальному миру силой, но Америка на это не способна. Во-первых, остальной мир не так слаб, как Ирак, а Америка готова воевать только при тысячекратном преимуществе. Во-вторых, для этого во главе страны должен стоять Гитлер или Наполеон, американская же демократия недостаточно слаба, чтобы допустить такого к власти.

И вообще мир слишком сложен, чтобы им можно было управлять из одного центра, и за годы после ухода СССР с роли второго полицейского он стал еще более сложен. Это понимала администрация Билла Клинтона, которая умудрялась мастерски балансировать интересы различных центров силы. Этого не понимает нынешняя администрация, и в результате за два года ее руководства ситуация обострилась во всех "горячих точках" планеты и создано много новых точек. И способность США создавать проблемы сегодня самым очевидным образом превышает их способность эти проблемы решать.

Джордж Буш-младший имеет все шансы войти в историю Америки как самый слабый и самый преступный президент. Приняв страну в расцвете славы и могущества, он с огромной скоростью растрачивает этот бесценный, накопленный многими поколениями предшественников капитал. Сам его приход к власти ознаменовался очень большим и грязным электоральным скандалом, и это оказалось дурным предзнаменованием.

Между тем вопрос строительства нового миропорядка с повестки не снят, потому что старый разрушен. Видимо, человечеству еще предстоит некий период неопределенности и повышенных рисков, пока оно не выработает действительно новую и более эффективную систему международных отношений.