"Сокол" не встал на крыло

Наука и технологии
Москва, 24.03.2003
«Эксперт» №11 (365)

В прошлый понедельник инвестиционный комитет МПС принял решение прекратить все работы по созданию высокоскоростных поездов "Сокол-250" и "Сокол-350". Выступивший на заседании глава МПС Геннадий Фадеев был непреклонен в своих оценках и едва сдерживал гнев.

Министр назвал проект "Сокол" исторической ошибкой и заявил, что "новый поезд полностью непригоден для эксплуатации, а все разговоры о том, что его можно довести до ума, - выкачивание миллионов и пустая трата денег".

К созданию "Соколов" в России приступили в начале 90-х в рамках проекта по организации высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург-Москва. Сам проект поражал воображение как масштабами, так и стоимостью. Его идеологи намеревались проложить новую железнодорожную ветку между двумя столицами, построить два вокзала и создать новые поезда. Общая стоимость проекта немного недотягивала до 5 млрд долларов. Для его реализации правительство России специально создало РАО ВСМ. Эта компания поручила разработку новых скоростных поездов петербургскому ЦКБ "Рубин", а производство - ОАО "Трансмаш". Новые поезда должны были стать заменой стремительно устаревающим ЭР-200. Предполагалось, что "Соколы" смогут развивать скорость 250-350 км/ч и преодолевать расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга менее чем за три часа. Стоимость одного "Сокола" из 12 вагонов оценивалась в 20 млн долларов. Потратив в общей сложности 450 млн долларов, из которых на разработку поезда пошло 70 млн, РАО ВСМ в 1998 году обанкротилось. Не появился в центре Петербурга и новый Ладожский вокзал - строители выкопали только котлован. Да и полноценного поезда создать не удалось. Разработчики смогли сделать лишь опытный образец из шести вагонов, который так и не сумел подтвердить заявленные характеристики. В частности, "Сокол-250" разгонялся только до 200-204 км/ч.

В середине прошлого года межведомственная комиссия выявила в "Соколе" более 50 недостатков, связанных с безопасностью движения. Как заявил один из членов комиссии, "Сокол", вместо того чтобы ездить по рельсам, все время пытается взлететь. Это происходит, как только поезд развивает скорость 200 км/ч, а взлетающие поезда МПС не нужны.

Тем не менее окончательный приговор новому поезду МПС вынесло только сейчас. По решению инвестиционного комитета МПС, вместо того чтобы дорабатывать "Сокол", министерство закажет проектирование высокоскоростного поезда заново, но уже другим конструкторам. В руководстве ЦКБ "Рубин" такое решение МПС вызвало бурю эмоций. Главный конструктор "Сокола" в ЦКБ "Алмаз" Александр Арсентьев заявил "Эксперту" буквально следующее: "Решение МПС предвзятое. То, что 'Сокол' якобы пытается взлететь, - полное вранье. Недостатки у поезда есть, в частности, в случае отказа тормозного цилиндра происходит сверхнормативный разогрев тормозного узла, но это поправимо". Более того, по словам г-на Арсентьева, НИИ железнодорожного транспорта дал положительное заключение по "Соколу". Но для МПС это уже не имеет никакого значения. Созданием нового высокоскоростного поезда т

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (365) 24 марта 2003
    Война в ираке
    Содержание:
    Крапленые военные карты

    Буш, Блэр и Аснар победят Хусейна, но проиграют на следующих выборах

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама