Просто соседи

24 марта 2003, 00:00

Евросоюз наконец решил, как относиться к сопредельным странам, находящимся вне зоны предстоящего расширения ЕС. В обнародованном недавно обращении "Более широкая Европа - соседство: новое измерение отношений с нашими восточными и южными соседями", с которым Еврокомиссия обратилась в Европарламент, предлагается предоставить таким государствам статус "соседей". В перспективе предполагается вхождение в единое экономическое пространство с Евросоюзом (но не в сам союз), предусматривающее свободу передвижения людей, товаров, услуг и капитала.

Что это будет за пространство и какими окажутся условия вхождения в него, станет ясно лет через пять-десять - именно столько времени отвели чиновники на то, чтобы определиться со своими отношениями с "соседями". В список таковых попали Россия, Украина, Молдавия, Белоруссия, Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестинская автономия, Сирия и Тунис.

Обращение еще должно быть окончательно утверждено Европарламентом, и наверняка в него будут внесены некоторые изменения. Однако вряд ли поменяется суть - ЕС закрывает вопрос о возможном вступлении в союз новых членов после предстоящих двух (возможно, трех) волн расширения. Напомним, что в 2004 году в союз должны вступить Польша, Венгрия, Словакия, Словения, Кипр и Мальта, три прибалтийские республики и Чехия. В 2007 году - Болгария и Румыния. ЕС, как видим, не захлопнул двери и перед Турцией, Албанией и странами бывшей Югославии.

Если Россия и Белоруссия восприняли решение Еврокомиссии по "соседям" совершенно индифферентно, то в Киеве реакция была чрезвычайно бурной. Украинское руководство отнеслось к присвоению нового статуса своей стране как к оскорблению -оно до последнего надеялось, что Украине оставят шанс в ближайшее десятилетие попасть в Евросоюз. Украинский МИД даже выступил со специальным заявлением, в котором говорилось, что "в ответ на стремление Украины к получению ассоциированного, а впоследствии и полноправного членства в ЕС обращение ограничивается предложением заключения так называемого 'соседского соглашения'". Впрочем, европейцев украинцы разжалобить не смогли. На прошлой неделе глава Еврокомиссии Романо Проди подтвердил, что Европейский союз готов "разделять с Украиной все, кроме институтов".

Дело тут не в развитии экономики или уровне жизни (в Румынии он, к примеру, ниже), и не в попрании демократии и разгуле коррупции (куда уж с Албанией тягаться), и тем более не в отмывании денег (тут Киев Риге не конкурент совсем). Просто украинская элита, в качестве своей идеологии провозгласившая "европейский выбор", на практике совершено не стремилась в отличие от своих восточноевропейских соседей передавать рычаги влияния на ситуацию в стране неким европейским политическим и экономическим структурам. Скорее, наоборот - старалась минимизировать их влияние всеми возможными способами. Да и во внешней политике Киев опять же руководствовался прежде всего соображениями собственной выгоды, а отнюдь не пожеланиями европейских товарищей. Развивал энергетическое и, что особенно предосудительно, военно-техническое сотрудничество с Россией, не чурался и представителей "оси зла".

Реальным воплощением новых тенденций стало недавнее решение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) с Россией, Белоруссией и Казахстаном, кстати, уже получившего одобрение в ЕС: чиновники посчитали, что это хороший способ экономической самоорганизации восточных соседей.

Правда, для того чтобы интеграция в ЕЭП продвинулась дальше деклараций, одного экономического интереса мало. Страны-участницы, и прежде всего Украина, должны для себя определить новую геополитическую парадигму. Имеются в виду интеграция в мировое сообщество вместе с Россией и партнерами по ЕЭП и совместная борьба за достойное место в современном миропорядке. И это задача куда более амбициозная, чем стремление доверить свою судьбу европейским бюрократам, которые определят стране ее место. И нынешняя элита в Киеве, очевидно, решать ее пока не готова.