Самый большой сенокос

Политика
Москва, 24.03.2003
«Эксперт» №11 (365)
Несмотря на то что второй президентский мандат Владимиру Путину практически обеспечен, за эту победу придется заплатить большую цену

До новых президентских выборов остался год: 14 марта 2004-го мы снова пойдем к урнам. "Большого сенокоса", происходящего раз в четыре года, ждут все участники политического процесса - от олигархов и губернаторов до политтехнологов и прессы: собранный урожай дает им возможность решить свои проблемы или, как минимум, пополнить бюджет за счет кандидатов. А поскольку реальный кандидат сегодня только один, то и заплатить за все придется ему. Если же он разочарует кого-нибудь из упомянутых игроков, то получит неприятности: забастуют бюджетники и пенсионеры, застучат касками шахтеры, побегут солдаты из воинских частей, политологи примутся анализировать, журналисты подхватят - богатый инструментарий постоянно совершенствуется. Суть выборов любого уровня в России составляет банальный шантаж, и если Путину за три года не удалось поломать этой традиции нашей реалполитик, то правила игры придется принять.

Несокрушимый рейтинг Путина (по данным ВЦИОМ на конец февраля, деятельность президента одобряют 76%, а доверяют ему 49% опрошенных) - палка о двух концах. Горячая народная любовь так зачистила пространство вокруг президента, что у него нет конкурентов. Ему не из кого лепить образ врага, а любой политтехнолог знает, что во время выборов кандидат лучше всего поднимается именно на борьбе с оппонентами. Что особенно важно, если у него самого, как и у Путина, не слишком много реальных заслуг: очевидно ведь, что в популярности президента есть элемент иррациональности - она не вполне адекватна его достижениям.

Конечно, Ельцину было проще: он боролся с коммунистами, а в распоряжении Путина такого жупела нет. Более того, "красная угроза" сплачивала вокруг первого российского президента его сторонников, заставляя их хоть немного умерить свои хватательные инстинкты. Безальтернативность же Путина эти инстинкты лишь разжигает: все равно выиграет, так пусть делится!

Ситуация осложняется тем, что на этот раз победа Путину нужна чистая и убедительная, ситуация 2000 года его не устроит. Напомним, что тогда его выигрыш в первом туре стал очевиден лишь к часу ночи 27 марта. Не говоря уже о подозрительных колебаниях численности электората от декабря к марту: за три месяца между думскими и президентскими выборами количество избирателей в стране выросло чуть ли не на миллион.

Кроме того, президент явно не готов к таким перформансам, какие демонстрировал его предшественник в ходе кампании 1996 года, когда за пять месяцев, буквально восстав из пепла, тот поднял свой рейтинг с 6% в январе до уровня, обеспечившего ему выигрыш в начале лета. Ссылаясь на этот пример, зимой 2000-го штабисты упрекнули Путина в том, что он не ведет кампанию. Претендент ответил знаменитой фразой: "Я перед избирателями плясать не собираюсь". То есть таким путем к победе он не пойдет. Значит, придется по максимуму использовать остальные ресурсы, и в первую очередь, конечно, административный.

Легенды и мифы об административном ресурсе

Административным ресурсом принято называть способность власти ставить на н

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (365) 24 марта 2003
    Война в ираке
    Содержание:
    Крапленые военные карты

    Буш, Блэр и Аснар победят Хусейна, но проиграют на следующих выборах

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама