Тихая гавань на Диком Востоке

Александр Кокшаров
31 марта 2003, 00:00

Россия - один из лучших в мире фондовых рынков последних лет, но, чтобы закрепить это преимущество, стране нужна национальная стратегия, а российским компаниям - безукоризненные взаимоотношения с инвесторами

Это главный вывод конференции, обсуждавшей исследование "Корпоративное управление в России: события, мнения инвесторов" (подробнее о нем см. Надо ли сохранять валютную разверстку?). Высказывались, впрочем, и опасения по поводу мафии и олигархов, до сих пор распространенные среди западных инвесторов, но от них участникам конференции удалось довольно быстро оторваться. Как отметил ведущий конференцию Ричард Ламберт, член Монетарного совета Банка Англии и бывший главный редактор газеты Financial Times, представления инвесторов часто оказываются устаревшими даже для традиционных рынков, а в случае с Россией присутствует огромный пробел между представлениями и реальностью.

При этом, как полагает Алистер Росс Губи, председатель фонда Hermes Focus Fund и председатель Международной сети по корпоративному управлению (клуб фондовых менеджеров, управляющих активами на 10 трлн долларов), "проблема корпоративного управления глобальна". Действительно, за последние два года выяснилось, что практика корпоративного управления была далека от идеальной и в США, и в Западной Европе.

Александр Шохин, председатель правления инвестиционной компании "Ренессанс Капитал":

- До сих пор в России есть компании, которые отнюдь не демонстрируют лучших образцов корпоративного управления, но при этом у них сейчас все в порядке. Но я думаю, что через пару лет эти компании станут сталкиваться с большими трудностями: в условиях снижения цен на нефть, когда прибыль упадет, выяснится, что они не могут привлекать достаточного финансирования из-за рубежа. Другая опасность состоит в том, что они могут подвергнуться агрессивным действиям со стороны конкурентов в качестве объектов для корпоративных захватов, слияний и поглощений. Если же они будут использовать механизмы корпоративного управления, то у них останется больше возможностей сохранить бизнес.

Ситуация в России тем временем продолжает улучшаться. На западные финансовые рынки с 1994 года вышли 53 российские компании с 99 программами долговых расписок. Сегодня 86% текущей капитализации российского индекса РТС представлено компаниями, которые уже присутствуют на зарубежных рынках капитала. Как заметил лорд Дэвид Оуэн, бывший министр иностранных дел Великобритании, столь серьезный прогресс был достигнут в большой степени благодаря реализации программ корпоративного управления. Ему вторит Алистер Росс Губи, ссылаясь на сделку British Petroleum и ТНК, что, мол, если BP, обжегшись на истории с "Сиданко" и уйдя из страны, все же вернулась в Россию, значит, ей были представлены весьма убедительные свидетельства надежного корпоративного управления.

Расширение бизнеса и экспансия российских компаний за пределы страны требуют от них еще большего внимания к своему поведению в отношениях с партнерами. Как отметил Алистер Росс Губи, если российские компании хотят инвестировать за рубежом и превращаться в транснациональные, то у них нет другого выхода, кроме как жестко следовать международным стандартам корпоративного управления. Хотя Россия не достигла еще западных стандартов, благодаря разительному прогрессу для российских компаний, вышедших на западные финансовые рынки, значительно снизилась стоимость привлечения денег.

Андрей Сливченко, директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами "Илим Палп Энтерпрайз":

- Проблема корпоративного управления носит глобальный характер. И сегодня мы увидели представителей двух классов российских компаний - первого и второго эшелонов, которые к проблеме корпоративного управления пришли с разных сторон. Компании первого эшелона (прежде всего нефтяные) исправляют былые грехи: угнетение миноритариев, дефолт по старому долгу, вывод активов - все то, что происходило в период до кризиса девяносто восьмого года. Что же касается компаний второго эшелона (например, "Илим Палп"), то им сегодня необходимы инвестиции, а инвесторы требуют выполнения нами определенных стандартов. Мы наталкиваемся на сложности, когда мы не раскрываем больше информации, чем требуется по закону, а при этом инвесторы ждут от нас еще большего. Нам трудно, когда инвесторы хотят видеть четкую стратегию компании, когда они хотят понимать, какой управленческий ресурс имеется, откуда он взялся, какова концепция развития. Инвестор хочет видеть источники роста в компании, хочет гарантий возврата инвестиций, возможности влиять на принятие решений, обеспечивающих рост стоимости вложений.

Первый эшелон компаний сформировал и негативную, и позитивную историю для инвесторов. Их заслугой стало серьезное продвижение на рынки капитала, где они показали хорошие результаты только после того, как исправили свое поведение и продемонстрировали приемлемое для инвесторов корпоративное управление.

А привлечение финансовых ресурсов становится для российской экономики все более важным. Как считает Кристофер Гранвилль, главный стратег Объединенной финансовой группы, рост после дефолта и до сих пор был возможен в основном на базе увеличения загрузки имевшихся мощностей, без значительных инвестиций. Сегодня же производственные мощности в значительной мере становятся узким местом. Отсюда возрастает важность хорошего бизнес-климата, в особенности для стратегических инвесторов. При этом необходимым является возвращение в страну вывезенных российских капиталов. "Если Запад увидит, что российский бизнес сам инвестирует, то это станет дополнительным стимулом", - полагает Кристофер Гранвилль.

"В российских условиях можно работать, нужно лишь понять их специфику", - полагает Саймон Таргетт, редактор FT Fund Management, приложения к газете Financial Times. Однако некоторых инвесторов отпугивает неуверенность в завтрашнем дне. Они опасаются, что с уходом Владимира Путина реформы могут остановиться. Уверенность в продолжении рыночного курса может быть дана через стратегию развития, пользующуюся общественной поддержкой. А поддержке этой должно быть обеспечено информационное и PR-обеспечение, которые правительству следует осуществлять для привлечения инвесторов.

Сокращение бюрократии и административного давления - еще одно условие, выдвигающееся бизнесом. И позитивные сдвиги в этом есть. Как заявил Александр Шохин, председатель правления инвестиционной компании "Ренессанс Капитал", одним из важнейших направлений станет готовящаяся административная реформа, которая уменьшит вмешательство государства в экономическую деятельность компаний.

Касаясь перспектив, связанных с возможным ухудшением нефтяного рынка, Шохин предположил, что компенсировать неблагоприятную конъюнктуру будут либо наращиванием масштабов институциональных реформ, в том числе путем восстановления инвестиционной льготы по налогу на прибыль, либо путем внедрения специальных механизмов перераспределения прибыли из ТЭКа в другие секторы экономики. На этом пути он предостерег против опасности расшатывания налоговой базы, предложив компенсировать повышение ренты снижением ЕСН компаниям, осуществляющим масштабные социальные расходы.

Андрей Близнюк, менеджер по работе с инвесторами компании "Вимм-Билль-Данн":

- Львиная доля всех инвестиций в Россию направляется в ТЭК, серьезного интереса инвесторов к другим отраслям российской экономики пока не наблюдается. Однако, когда другие компании нашей отрасли станут выходить на рынки капитала, это изменит ситуацию. С одной стороны, будет повышаться конкуренция за доллары инвесторов в пределах одного сектора. Но с другой стороны, по мере того как будет расти доля сектора, это привлечет к нему больше внимания со стороны инвесторов, инвестиционных банков и их аналитиков. Поэтому, если появится конкуренция, то мы будем, скорее, приветствовать это. Ведь с нашим опытом первопроходцев в развитии корпоративного управления у нас будут конкурентные преимущества.

Судебная система - самый страшный кошмар западного бизнеса в нашей стране. Как отметил на конференции Алистер Росс Губи, хотя в России существуют все необходимые законодательные предпосылки для инвестирования, у инвесторов есть огромные опасения в том, будут ли исполняться хорошо написанные законы и насколько неподкупны российские судьи. Но как сказал "Эксперту" Александр Арифулин, заместитель председателя Арбитражного суда РФ, новый Арбитражно-процессуальный кодекс, принятый недавно в России, по мнению Совета Европы, - один из лучших на континенте. При этом все экономические споры сейчас решаются в арбитражных судах, а не в страдающих от недостатка квалификации судах общей юрисдикции, как это было ранее. Поэтому те неэтичные методы ведения бизнеса, которые еще совсем недавно использовались в российской практике на совершенно законном основании (заказные банкротства, приостановление деятельности крупных компаний по искам подставных акционеров с одной акцией в кармане), остаются историей. Каждый факт принятия мер против компаний по искам акционеров теперь перепроверяется вышестоящим арбитражным судом, против непорядочных судей возбуждаются процедуры отзыва.

На конференции неоднократно говорилось о том, что сегодня, как ни парадоксально, многие западные инвесторы воспринимают Россию как "тихую гавань" со стабильной обстановкой и экономическим ростом. Инвестиции становятся выгодными благодаря новой политике российского ЦБ: борьба с инфляцией удешевляет кредиты и повышает эффективность вложений. Соответственно, это создает предпосылку для устойчивого экономического роста, делая ситуацию в России по степени привлекательности отчасти похожей на китайскую. Но, как полагает Кристофер Гранвилль из Объединенной финансовой группы, ближайшие годы могут стать периодом испытания для многих: в 2004-2005 годах, по большинству прогнозов, цены на нефть и другие сырьевые товары будут на 15-40% ниже сегодняшних. Испытанию подвергнется и корпоративное управление: на Западе до сих пор опасаются, что в жестких условиях сокращения прибылей российские компании могут вернуться к порочной практике середины 90-х.

Павел Скитович, вице-президент компании "Силовые машины" по корпоративной политике:

- В машиностроении только мы и "Объединенные машиностроительные заводы" внедряем корпоративное управление, кроме нас, в отрасли никто этим не занимается, и это снижает интерес инвесторов к российскому машиностроению. Впрочем, если говорить о конкуренции за капитальные ресурсы, то инвесторов, которые работают с конкретными отраслями, очень мало, и это не портфельные инвесторы, а скорее стратегические. За деньги инвесторов компании конкурируют по страновому признаку: все российские компании борются друг с другом. Поэтому нам придется решать очень сложную задачу: быть в числе первых в стране, потому что в момент выхода на финансовый рынок нас будут сравнивать с лучшими, а не с худшими.

"Скажите, - спросил Ричард Ламберт Гранвилля, - а если после падения цен на нефть ситуация в российской экономике вдруг ухудшится, не возникнет ли у русских компаний мысль вновь поживиться за счет партнеров?" "Нет, - твердо ответил Гранвилль, - грабежа больше не будет".

И сами российские компании все-таки видят свое будущее в высоких стандартах корпоративного управления. "В условиях раздробленности отраслей перед многими компаниями стоит жесткий выбор: либо стать ядром консолидации, применять корпоративное управление и повышать капитализацию, либо стать объектом поглощения для стратегического инвестора - российского или иностранного", - сказал "Эксперту" Святослав Бычков, директор по информации "Илим Палп Энтерпрайз".

Лондон