Победа не будет за ними

31 марта 2003, 00:00

Редакционная статья

Военную операцию возглавляемой Соединенными Штатами коалиции в Ираке многие справедливо считают экзаменом на право считаться мировым лидером. Начав эту кампанию, Америка заявила, что она видит глобальные угрозы лучше Объединенных наций, НАТО и ряда крупнейших глобальных игроков, имеет больше ума, политической воли и солдатского мужества, чем все остальные вместе взятые.

Уже сейчас можно говорить, что Америка экзамен провалила, что она оказалась не готовой ответить ни на один вопрос, которые приготовил для нее Саддам Хусейн - далеко, между прочим, не самый строгий в мире экзаменатор. За угрюмой серьезностью пентагоновских приготовлений пряталась, как оказалось, детская уверенность, что реальной войны не будет, что Ирак распадется, как гнилой арбуз, от первого пинка.

Поразительное невежество и беспечность проявили американские специалисты, делая предвоенную оценку психологического состояния и морального духа иракского общества. Еще более поразительно, что с этой оценкой, судя по всему, согласилась и Британия, которая до сих пор считалась самым большим в мире специалистом по Востоку. Как бы там ни было, англо-американцы в своих военных планах совершенно не учли тех очевидных всему миру изменений, которые произошли на Арабском Востоке с 1991 года, когда отец нынешнего американского президента проводил свою "Бурю в пустыне". Если бы тогда Буш-старший оккупировал Ирак и сверг Саддама Хусейна, мало кто поднял бы голос против. На тот момент Саддам Хусейн был исчадием ада для всего арабского мира, Америка же воспринималась как освободительница. Сегодня Хусейн воспринимается и своим народом, и соседями как единственная сила, готовая сражаться с "неверными", они гордятся Саддамом и желают следовать за ним.

Идя войной на Ирак, Буш-младший таким образом заявил, что его папа допустил большую ошибку, не добив Саддама. Исправляя эту ошибку, он наделал гораздо более серьезные ошибки. Достоверно зная, что президент-отец был умнее президента-сына, мы можем смело предположить, что он просто реально оценивал боеспособность собственной армии. Его не вводили в заблуждение суммы американского военного бюджета и колоссальное превосходство американского вооружения. Он знал, что эта армия не имеет главного - готовности погибать по приказу. Он знал, что его народ не выдержит печальных сводок с фронтов. Это понял и Клинтон, который мигом убрал войска с Сомали после первых же сообщений о гибели своих солдат. Нынешний президент ничего не понял.

Буш-младший допустил две стандартные ошибки бездарного полководца: он недооценил противника и переоценил собственные силы. Сейчас он стоит перед тяжкой дилеммой. Признать собственные ошибки и отойти - позор, политическая смерть, невиданный подъем и воодушевление в стане всех многочисленных врагов Америки. Приступать к тотальной войне с иракским народом - опять же позор, опять же собственная политическая смерть и колоссальный рост ненависти к Америке во всем мире. Исходя из оценки характера и интеллектуального потенциала самого Буша и его ближайших советников, мы можем прогнозировать реализацию второго варианта.

Вызывает большую тревогу и морально-психологическое состояние американского народа. После 11 сентября, как выразился один американский политолог, граждане США относятся к вопросам собственной безопасности как подросток к сексу - ни о чем другом думать не могут. И эта обстановка страха усердно поддерживается правительством, которое чуть ли не каждую неделю объявляет о каких-то предполагаемых террористических атаках. Недавняя церемония вручения "Оскаров" сопровождалась такими мерами безопасности, что можно было подумать, будто полчища врагов уже в Калифорнии. Американцы сметают с прилавков скотч, чтобы заклеить им окна на случай химической атаки. Безусловно, испуганной нацией легче управлять, она простит лидерам многое, если видит заботу о ее безопасности, а именно такой заботой объясняют вашингтонские начальники свою нынешнюю активность в Ираке. Но правда и в том, что испуганная нация во главе с неадекватным правительством не может претендовать на роль мирового лидера.

"Люди мыслят стадом, - написал полтора века назад англичанин Чарльз Маккей, - стадом же они сходят с ума, а в сознание приходят медленно и поодиночке". Придет в сознание и американский народ, который сейчас аплодирует каждому слову Буша-младшего. Пока этого не произошло, остальной мир - и Россия в том числе - вынужден решать две задачи: не заразиться этим безумием и постараться ограничить его масштабы. Безумием со стороны остального мира и любого из его фрагментов стали бы попытки создать некий антиамериканский фронт, о чем сейчас многие горячие головы говорят. Желать унижения и поражения Америки - значит желать хаоса на планете.

Что касается решения второй задачи, то тут имеется только один универсальный механизм - ООН. Механизм тяжеловесный, малоэффективный, местами проржавевший, но другого нет. В армии говорят: когда не знаешь, как поступить, поступай по уставу. Устав Объединенных Наций писали очень умные люди, писали под впечатлением грандиозной войны и с целью уберечь человечество от новой такой же. Сейчас нужно сделать все, чтобы не дать ООН погибнуть, нужно всеми силами втягивать Америку на эту площадку и там проводить бесконечные сеансы психотерапии. Может быть, и поможет.