В российский прокат выходит фильм Стивена Долдри "Часы" по одноименному роману Майкла Каннингэма. Картина была в числе главных претендентов на "Оскар", но победила только в одной номинации - приз за лучшую женскую роль (Николь Кидман).
Предыдущий фильм режиссера, "Билли Элиотт", гремел в европейских кинотеатрах - этакий добротный образец британского соцреализма. Трогательная картина про худосочного диккенсовского мальчика, который из мрачного быта шахтерского городка пробивается к высотам классического балета, сочетала серьезность критического репортажа с легкостью мюзикла. И если дебютный фильм режиссера был наполнен социальной динамикой и жизнерадостной танцевальной энергией, то его последняя лента, кажется, сильно пострадала от соприкосновения с литературой: такое ощущение, что режиссер зачитался романом и забыл, что снимает кино.
Николь Кидман, сыгравшая в "Часах" Вирджинию Вульф, получила "Оскар" как лучшая актриса
Казалось бы, Долдри сделал все, чтобы поразить публику и американскую Киноакадемию. Прежде всего он решил экранизировать книгу одного из самых интересных современных писателей США. Роман "Часы" - постмодернистская конструкция, стилизованная под поток сознания, - выстраивает сложную сеть отношений между писателем, героем и читателем. Три женщины связаны у Каннингэма неуловимыми метафизическими нитями, которые насквозь пронизывают литературную и историческую ткань двух континентов.
Эту ткань Каннингэм очень тонко чувствует, в то время как у Долдри принадлежность персонажей к той или иной эпохе обозначается только дорогими аксессуарами. Режиссер не пожалел денег и на актерский состав: писательницу Вирджинию Вульф играет Николь Кидман - холодная голливудская блондинка в этой роли перевоплотилась в неказистую женщину-птицу, торопливо излагающую сбивчивые идеи в приступах неженского безумия. Еще одна звезда, Мэрил Стрип, снялась в роли американки бальзаковского возраста, которая из чувства долга живет с умирающим от СПИДа писателем, пытаясь создать для себя и других видимость голливудского благополучия. Наконец, Джулиана Мур играет, напротив, вполне благополучную американку, которой не хватает в жизни чего-то важного. Музыку к фильму написал знаменитый минималист Филипп Гласс.
Но все это нагромождение знаменитостей впечатляет только в титрах: собрав за огромные деньги действительно звездную команду, Долдри умудрился снять унылую, бессюжетную мелодраму, больше всего похожую на радиоспектакль. Три знаменитые актрисы мастерски произносят одинаковые суицидальные монологи, как будто участвуют в кастинге на какую-то одну более важную роль. Рулады Гласса - навязчивый сентиментальный фон для глицериновых слез актрис. Вся эта Санта-Барбара длится два часа, по истечении которых остается ощущение, что самое главное еще только предстоит.
Режиссеру, кажется, не пришло в голову, что даже очень хорошо написанный роман - совсем еще совсем кино. Пройдя через дорогую мясорубку американского кинопроцесса, роман Каннингэма так и не превратился в фильм, но потерял большую часть своего экзистенциального наполнения. Чучело "Часов", очень похожее на книгу Каннингэма, режиссер попытался оживить символическими картинами, которые порой кажутся просто смешными: например, в сцене самоубийства Вирджинии Вульф подводная камера с наивной наглостью подплывает вплотную к телу утопленницы и крупным планом демонстрирует золотое обручальное кольцо. Вот, мол, примите к сведению - Вирджиния Вульф была замужем. Если бы таких нарочито прямолинейных сцен было больше, лента Долдри могла бы послужить отличным образчиком черного юмора - но она, к сожалению, по большей части состоит не из картинок, а из разговоров.