Тема стальных торговых войн между Россией и Украиной последние несколько лет была постоянно на слуху. То российские металлурги публично обвиняли своих украинских собратьев в демпинге, то, наоборот, украинские будоражили общественность известиями о дискриминации своих прав в России. Баталии неожиданно прекратились в конце прошлого года. Что же произошло, почему наступил мир между металлургами двух стран, обычно трудно идущими на уступки друг другу?
А случилось вот что. С 1 января 2003 года на Украине прекратил действие так называемый эксперимент в горно-металлургической отрасли. Несколько лет назад стальным заводам предоставили ряд льгот, которые существенно снижали себестоимость украинской стали. Именно из-за этих льгот украинские металлурги изрядно потрепали нервы российским сталелитейным компаниям. Именно из-за них и началась стальная война между Россией и Украиной.
Сейчас льготы отменены. Поэтому, а также из-за хорошей мировой конъюнктуры украинских металлургов пока интересует только внешний рынок, который "ест все, что дадут". Теперь уже у российских металлургов есть перспективы увеличения поставок на украинский рынок. Так что возможен новый раунд стальной войны между Россией и Украиной, но уже с новой дислокацией сил. Защищать свои рынки теперь будут украинцы, а российским металлургам не грех задуматься о том, как обезопасить себя в будущем от возможных антидемпинговых преследований.
Льготам конец
С 1999 года украинские металлургические комбинаты получили обширные налоговые льготы. В три раза был снижен налог на прибыль - до 10%. Полностью были списаны пеня и штрафы, начисленные по накопленным бюджетным долгам. На 50% был уменьшен уровень обязательных платежей в инновационный фонд. Введена нулевая ставка за пользование налоговым кредитом. Экологический сбор для украинских металлургов был снижен до 0,15% от валовых затрат. Производителей стали освободили и от уплаты дорожного налога.
В прошлом году эти льготы значительно урезали. Сохранена была лишь 50-процентная скидка на налог на прибыль, причем эта скидка не оставалась у металлургов в виде живых денег, а автоматически перечислялась на специальный счет в Госказначействе. Средства с этого счета можно было тратить только целевым образом - на модернизацию производства. Де-факто, как говорят сами украинские металлурги, эта льгота не действовала. "Из Госказначейства на предприятия не вернулось ни гроша", - сказал "Эксперту" заместитель директора киевского центра мониторинга внешних товарных рынков "Госвнешинформ" Владимир Пиковский. Зато вреда льгота приносила немало: именно из-за нее в прошлом году были введены ограничения на поставку украинской арматуры в Россию.
Неудивительно, что окончательную отмену эксперимента украинские металлурги восприняли без особой печали. А их российских коллег, готовивших глобальное повышение цен на своем собственном рынке, известие обрадовало - угроза потенциального роста украинского импорта была бы им совсем не кстати.
Себестоимость украинской продукции после отмены всех льгот стала как минимум не ниже российской (некоторое представление о ситуации может дать сопоставление цен на сырье на Украине и в России. Пока единственным, но весьма важным преимуществом украинских металлургов перед российскими является географический фактор - Донбасс ближе к Москве, чем Урал или Кузбасс. Соответственно, ниже и транспортные издержки. Однако это верно по отношению не ко всем российским металлургам (в частности, географического преимущества нет перед "Северсталью" и Новолипецким комбинатом, расположенным в Центральной России). Поэтому украинской стали конкурировать с российской на российском рынке будет тяжело.
Фактор Саддама
Стоит сказать, что за 2002 год экспорт украинского металла в Россию снизился почти на 40% в сравнении с позапрошлым годом. А его доля на рынке России, по данным "Госвнешинформа", уменьшилась с 6,4% в 2000 году до 5,8% в 2001-м и до 3,2% в 2002-м (см. также график). Основная причина - изменение порядка взимания НДС Россией и ввод запретительных пошлин. Так, в прошлом году были введены 31,8-процентная пошлина на импорт с Украины оцинкованного проката (с начала 2003 года она снижена до 24,3%) и 21-процентная пошлина на импорт украинской арматуры.
Но вне зависимости от того, будут еще уменьшаться эти пошлины или нет, российский рынок в этом году останется для украинцев малопривлекательным. Сейчас для них задача номер один - успеть продать за границу как можно больше своей продукции на волне нынешней благоприятной конъюнктуры. Рост спроса на сталь диктовался ожиданиями войны в Ираке, в связи с которой может быть ограничено судоходство в Индийском океане, Суэцком канале и даже, возможно, Босфорском проливе. Впрочем, и после начала боевых действий ситуация не меняется - азиатский рынок поглощает буквально любые объемы металла.
"В настоящее время сложилась очень удачная конъюнктура мирового рынка стали. Стоимость проката за последние два месяца в среднем поднялась на двадцать пять процентов. Причем пока не видно причин, по которым ситуация могла бы ухудшиться. Спрос на металл растет, особенно со стороны Юго-Восточной Азии, Китая", - говорит директор донецкого мини-металлургического завода "Истил Украина" Фарук Сиддики. "Сейчас все идет на экспорт, спрос на рынке просто огромный, цены тоже. Рынок поглощает все, что предлагается", - утверждает заместитель гендиректора ассоциации "Укрметаллургпром" Виктор Лисовой. По его словам, это привело, кроме всего прочего, к росту цен на внутреннем рынке на 15-30% с начала года. Украинские металлурги поступают так же, как их российские коллеги: если есть спрос на внешнем рынке, зачем церемониться с рынком внутренним - не хотят покупать внутри страны, металл все равно уйдет на экспорт по "нормальной" цене.
В подобной ситуации российский рынок для украинского металла становится не таким уж и привлекательным, и значительного увеличения поставок продукции на него украинские эксперты не ожидают даже в случае повышения цен и в России, и на Украине до уровня мировых.
"До мая включительно все заказы у металлургов уже расписаны, - говорит Владимир Пиковский. - Резкий рост поставок на российский рынок украинского металла в ближайшие месяцы маловероятен".
Вход в Россию закрыт
Положение может измениться ближе к концу этого года, когда на рынке ожидается некоторое ухудшение конъюнктуры. Украинские металлурги могут вновь заинтересоваться Россией. Однако, как полагает г-н Пиковский, к тому времени столкнувшиеся с аналогичными проблемами российские металлурги надежно закроют свой рынок от "братьев-конкурентов". "То, что уже сейчас они начинают активную работу по предупреждению украинского импорта, говорит о том, что россияне хотят заранее подготовиться к неблагоприятной ситуации летом", - считает г-н Пиковский.
В целом украинские эксперты весьма скептически относятся к перспективам поставок украинской продукции на российский рынок. "Если наш металл будет серьезно угрожать интересам российских металлургов, они наш импорт под тем или иным предлогом закроют", - уверен г-н Лисовой.
Такой скептицизм вполне обоснован, если учесть предыдущие попытки сторон договориться полюбовно. Например, сразу после Нового года, по словам заместителя государственного секретаря министерства экономики Украины Владимира Стеценко, российскому правительству было предложено отменить пошлины на импорт арматуры с Украины. Однако, как сообщил "Эксперту" Владимир Пиковский, положительной реакции из Москвы до сих пор не получено.
Та же ситуация, как утверждают украинские эксперты, сложилась и с идеей подписания российско-украинского соглашения по торговле металлопродукцией, с инициативой которого осенью прошлого года выступили российские металлурги. Они предлагали, чтобы украинцы взяли на себя некие обязательства по самоограничению поставок металла на российский рынок. По каждому виду проката для украинцев предполагалось установить экспортную квоту, которая рассчитывается исходя из средних поставок за последние пять лет. При этом те объемы, которые поставляются в Россию сверх этой квоты, должны облагаться пошлиной.
Украинская сторона этим предложением заинтересовалась и подготовила свои расчеты. По оценке экспертов "Госвнешинформа", средний суммарный объем квоты на поставку стального проката в случае ратификации данного соглашения составил бы не менее 1,1 млн тонн. Соответствующие предложения Киев представил Москве в декабре 2002 года, однако, как сообщил "Эксперту" г-н Пиковский, ответа от россиян так и не последовало. Видимо, российские металлурги посчитали, что украинская продукция уже не представляет для них угрозы, а в случае чего в любой момент они смогут перекрыть поставки путем различных ограничительных мер. Однако такой подход может в конечном итоге ударить бумерангом по самим россиянам.
Вход на Украину пока открыт
В то время как украинский экспорт в Россию падал, российский на Украину быстро рос. За 2002 год он увеличился на 24% (см. график). "Сейчас конкурировать с российскими производителями из-за разницы цен на энергоносители даже на внутреннем украинском рынке по некоторым видам продукции практически невозможно. Для российских металлургов часто бывает выгодней продать свой металл несколько дешевле по условиям ***DAF украинская граница, чем везти его в дальнее зарубежье - есть проблемы с перезагруженностью российских незамерзающих портов", - говорит г-н Сиддики.
Надо сказать, что украинский рынок, конечно же, нельзя назвать очень емким. По самым оптимистическим прикидкам, он составляет 10 млн тонн в год. Однако уже в этом году он может значительно вырасти. Машиностроение уверенно увеличивает объемы производства: по итогам двух месяцев - на 12%, по итогам прошлого года - на 11,3%. Кроме того, важный индикатор будущего роста внутреннего рынка металла - наблюдаемый с конца прошлого года ощутимый подъем в строительстве, причем уже не только в Киеве, но и в регионах (Донбасс, Днепропетровск, Крым). Рост объемов строительных работ за первые два месяца нынешнего года составил 20%.
Пока расширение российского присутствия на рынке Украины не вызывает особого возмущения у местных металлургов. Объясняется это просто: для них внутренний рынок не очень интересен. Даже при равных ценах на внутреннем и внешнем рынках экспортировать им все равно выгоднее, так как при экспорте возмещается НДС. Кроме того, для украинских металлургов в отличие от российских нет особой проблемы отгрузить металл на экспорт - украинские порты недогружены, да и расположены они максимум в паре сотен километров от металлургических комбинатов, намного ближе, чем внутренние потребители металла где-нибудь в Киеве или Харькове.
Но с ухудшением конъюнктуры мирового рынка и обострением конкуренции на нем украинские металлурги, безусловно, вспомнят и о собственном рынке. И если россияне здесь будут им мешать, вопрос решится быстро и радикально - лоббистские возможности в своем правительстве у украинских стальных баронов неизмеримо сильнее, чем у российских - в российском.
Поэтому российским металлургическим компаниям, похоже, было бы целесообразно вернуться к идее заключения всеобъемлющего соглашения по стали с Украиной с целью не только оговорить объемы украинских поставок на российский рынок, но и зафиксировать свое присутствие на рынке украинском. Благо пока ситуация на рынке благоприятная: украинцы будут более сговорчивыми.
В подготовке материала принимал участи Леонид Карпенко