Супермен и Красная Шапочка

Культура
Москва, 07.04.2003
«Эксперт» №13 (367)
Комиксы, являющиеся основой мировой массовой культуры, в некоторых странах давно превратились в искусство для элиты. В Россию комикс только начинает проникать

В выставочном зале Музея имени Сахарова проходит второй общероссийский фестиваль комиксов "КомМиссия-2003". Год назад первое явление комикса россиянам казалось забавным маргинальным проектом, демонстрацией диковины, странновато выглядящей в наших условиях. Собственно, прошлогодний фестиваль состоялся стихийно: на маленькую выставку в Зверевском центре искусств, устроенную дизайнером и делателем комиксов Павлом Хихусом, по собственной инициативе съехались художники со всей страны и завесили стены от пола до потолка своими рисунками. Нынешний фестиваль значительно солидней. На этот раз появилось настоящее конкурсное жюри, производящее первоначальный отбор участников (из 120 присланных работ на фестиваль попали 70) и присуждающее различные призы (в том числе "За лучшую визуализацию звука" - другими словами, за наиболее изобретательно поданный "ых" или "чпок"). В качестве гостей приезжают мэтры французской школы комиксов, одной из самых уважаемых в мире, с целью продемонстрировать собственные достижения и обучить с помощью мастер-классов российских самоучек. Французам к фестивалям комиксов не привыкать: во всем мире подобные мероприятия давно являются крупными культурными событиями.

Повзрослевшие мыши

В России комикс по-прежнему воспринимается как неуклюжая помесь карикатуры и анимации, убогое развлечение не слишком продвинутой молодежи. Между тем на Западе уже многие годы это - самостоятельный вид искусства. Превращение произошло в конце 60-х: тогда торжествующий постмодернизм с психоделической революцией перемешали все жанровые границы и открыли массовой культуре путь в элитные сферы искусства. На поверхность вышел так называемый подпольный комикс, появившийся в Америке в конце 50-х, после введения строгой цензуры на рисованные эротику и сцены насилия. Развиваясь самостоятельно, без учета потребительских вкусов, подпольный комикс далеко отошел от стандартной продукции монстров рынка - компаний DC Comics и Marvel, поставлявших на поток похождения разнообразных спасателей-сверхгероев. Комикс повзрослел и стал составной частью актуальной культуры. Так, художник Роберт Крамб, автор знаменитых похождений хипующего кота Фрица, оформил пластинку Дженис Джоплин "Cheap Thrills" своими комиксами, а также создал комикс-версию главного хита Джимми Хендрикса - "Purple Haze". Но совсем всерьез комикс стали воспринимать с появлением в начале 70-х сериала "Maus" Арта Шпигельмана - еще одного выходца из среды подпольных художников. Шпигельман, сын прошедших через нацистские концлагеря польских евреев, создал целую рисованную эпопею на тему холокоста. На мышей-евреев здесь охотятся нацисты-коты, которым помогают изображенные с явственной неприязнью свиньи-поляки. Главные особенности комикса - доступность изображения, басенную метафоричность - Шпигельман сочетал с жестким реализмом и болезненной автобиографичностью.

Усложняясь и меняя аудиторию, комикс покинул привычную журнально-газетную среду обитания и обосновался в арт-салонах и серьезных издательствах. Нынешние

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (367) 7 апреля 2003
    Съезд партии власти
    Содержание:
    Партия всего хорошего

    На своем съезде "Единая Россия" провозгласила идеологию гражданской солидарности и обещала создать систему перераспределения доходов в интересах большинства. Тем самым она позиционировала себя как вполне левая социал-демократическая партия

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама