Новые связисты побеждают

7 апреля 2003, 00:00

Результаты деятельности телекоммуникационных компаний России в 2002 году, которые недавно огласил министр связи Леонид Рейман на международной конференции "Связь и инвестиции в РФ", демонстрируют две интересные тенденции. Во-первых, в прошлом году объем рынка услуг связи впервые превысил докризисный уровень 1997 года (7,4 млрд долларов) и достиг 8,5 млрд долларов. Во-вторых, объем услуг, оказанных традиционными операторами связи (бывшими госкомпаниями, большинство из которых входит в холдинг "Связьинвест"), - 4 млрд долларов - впервые стал меньше, чем у так называемых альтернативных операторов (новых компаний, родившихся после 1990 года), они оказали услуг на 4,5 млрд долларов. К альтернативным операторам следует отнести большинство сотовых компаний, интернет-провайдеров, новых магистральных операторов. Между тем на рынках Западной Европы в выигрыше по-прежнему остаются традиционные операторы. Они научились использовать свое основное преимущество - владение проводной инфраструктурой, сетями доступа к каждому абоненту (так называемой последней милей). В России есть одна объективная причина незавидного положения старых компаний: тарифы на одну из их основных услуг - местную связь - до сих пор регулируются государством и едва достигают себестоимости. А традиционным компаниям никто не возбранял развивать новые высокодоходные услуги. Но низкий уровень управления госсобственностью позволял руководителям полугосударственных операторов в течение 90-х - начала 2000 годов "уводить" прибыльный бизнес в сторонние компании. Кроме того, они так и не научились эффективно использовать "последнюю милю" и не смогли разработать эффективные тарифы за присоединение для альтернативных операторов. По прогнозам Минсвязи, в 2003 году объем услуг связи в России вырастет до 10 млрд долларов. Тоже в основном за счет альтернативных операторов.