Пляшущие каблуки

14 апреля 2003, 00:00

Восемнадцатого апреля в Государственном Кремлевском дворце выступит знаменитый Jazz Tap Ensemble (JTE). В группе, состоящей из одиннадцати человек, трое играют на музыкальных инструментах, один - поет, а остальные семеро - пляшут. Вернее, ритмично стучат ногами по сцене, что в Англии и Ирландии называется степом, в Америке тэпом, а в России чечеткой.

Когда-то у нас ее не отбивал только ленивый - в 50-е годы, например, чечеточники были популярнее Майи Кристалинской, но память о тех временах сохранилась разве что в фильме Карена Шахназарова "Зимний вечер в Гаграх". Однако с недавних пор столичная аудитория, похоже, начинает заново привыкать к степу. Только за последние несколько лет к нам приезжали такие международные звезды, как Stomp - плясуны со швабрами и прочими предметами домашней утвари, Riverdance - псевдокельты, устраивающие многолюдные и ловко срежиссированные ирландские танцы на главных концертных площадках мира, и Lord of the Dance - подопечные великого Майкла Флэтли, одного из лучших мировых танцовщиков. Впрочем, даже на этом фоне приезд JTE выглядит событием. Этот ансамбль воспроизводит натуральные традиции афро-американского степа, с приглаженной, голливудской формой которого нас познакомили Фред Астер и Джин Келли.

Если верить распространенной легенде, отбивать чечетку человечество научили древнеегипетские жрецы, в честь Озириса стучавшие пятками по барабанам. Впрочем, народонаселение средневековой Европы вряд ли слышало об Озирисе - просто крестьяне, отплясывавшие жигу, были обуты в деревянные башмаки, и получавшиеся в результате звуки стали неотъемлемой частью танца, своего рода аккомпанементом. Похожие пляски устраивали и обитатели Африки, чьей любви к ритмическим постукиваниям не мешало даже отсутствие обуви. Две традиции встретились и начали взаимно обогащаться в Новом Орлеане - в месте рождения современной американской эстрадной культуры, на родине джаза. Редкий уличный диксиленд обходился без ловко выстукивающих синкопы танцоров-самородков. Джаз и тэп долго были неразлучны - недаром множество лучших джазовых барабанщиков начинали как тэп-танцовщики. Совпали у двух импровизационных искусств и расцвет (в 20-30-е годы), и упадок - в 60-х. Вновь обретать популярность тэп начал ближе к концу 70-х - и немалая роль в возрождении полузабытой традиции принадлежит именно Jazz Tap Ensemble, основанному в 1979 году.

Главная особенность JTE - возобновление прежнего сочетания живой музыки и танца. Что первично в их выступлениях - понять сложно. По крайней мере, один из музыкантов, контрабасист Эрик Ахайе, - весьма незаурядный исполнитель, много игравший с лучшими представителями современного джаза. Поет джаз Терри Стил - популярный певец и композитор, сочинитель хитов для Лютера Вандросса и Уитни Хьюстон. Статус танцоров ничуть не ниже. Все они успели заставить говорить о себе на Бродвее, да и во всем мире. Художественный руководитель JTE - основатель группы Линн Дэлли - потанцевала в своей жизни чуть ли не со всеми легендами современного степа. Ее шоу - с камерным джазом, солирующими степистами - выглядит, конечно, не столь эффектно, как многолюдные пляски Riverdance, где толпы фольклорных кельтов, уперев руки в боки, в унисон стучат башмаками. Но это, по сути, и не шоу. Скорее - попытка вернуться к истокам американской музыкальной культуры, вспомнить, что начиналось все с дружеской компании музыкантов и танцоров, аккомпанирующих друг другу трубами, песнями и каблуками.