Встреча министров финансов и глав центробанков стран "большой семерки", состоявшаяся в Вашингтоне 12 апреля и совпавшая по времени с собранием Международного валютного фонда и Всемирного банка, вылилась в спор между Америкой и странами зоны евро о мерах, необходимых для стимулирования роста мировой экономики. Представители "экономического блока" американской администрации добивались от стран еврозоны смягчения финансово-кредитной политики, в частности снижения процентной ставки. Американское давление на европейцев в Вашингтоне поддержали руководители МВФ и главы минфинов близких к США стран "семерки".
Однако руководство Европейского центробанка, Еврокомиссии и министры финансов стран зоны евро заявили, что подобные меры не приведут к оживлению европейской экономики. Если во время предыдущей встречи финансовых верхов стран "семерки" глава ЕЦБ Вим Дуйзенберг дал понять, что сокращение процентной ставки не исключается, то на этот раз он не был склонен к таким допущениям. "Дальнейшее смягчение денежной политики вряд ли сможет устранить экономическую и геополитическую неопределенность, которая отягощала экономику в последние месяцы. Чтобы восстановить доверие потребителей и компаний, необходимо нечто большее, чем дальнейшее сокращение учетной ставки", - заявил Дуйзенберг.
Основная причина острой полемики между европейскими и американскими финансовыми властями - опасность существенного и, возможно, даже неконтролируемого ослабления доллара. США и международные финансовые организации хотели бы добиться снижения стоимости кредита, чтобы несколько сократить разрыв в процентных ставках между Америкой и Европой - 1,25% и 2,5% годовых соответственно - и стабилизировать ситуацию на валютных рынках. Европейские же финансовые власти в нынешней ситуации чувствуют себя сравнительно комфортно и не намерены подыгрывать американцам.
Два подхода
Саммит в Вашингтоне не только стал лишним свидетельством нарастающего конфликта интересов между США и ЕС, но и продемонстрировал принципиальную разницу в их подходах при выработке экономической политики. Европейцы являются приверженцами более умеренного подхода - при принятии решений исходят из среднесрочных прогнозов, тогда как американцы отстаивают необходимость более быстрого реагирования на изменения конъюнктуры.
"Крайне важно, чтобы проводимая политика ориентировалась на среднесрочную перспективу, в особенности в период высокой экономической и геополитической неопределенности, чтобы создать общие условия для укрепления доверия у инвесторов и потребителей", - заявил Дуйзенберг, выступая на встрече в Вашингтоне. Кроме того, он вновь подверг критике политику США, которые пытаются стимулировать экономику посредством сокращения налогов, одновременно наращивая оборонные расходы, которые верят, что понижение процентной ставки - эффективный инструмент стимулирования экономики, и пытаются убедить Европу следовать своему примеру.
Впрочем, по мнению комментаторов, критика финансовой политики администрации Буша со стороны европейцев на саммите в Вашингтоне звучала не столь остро, как на аналогичной февральской встрече в Риме. "В этом отношении надо сохранять осторожность, - сказал журналистам в Вашингтоне министр финансов Германии Ханс Айхель, - ведь вам могут задать ответный вопрос: а что предприняли вы, чтобы стимулировать рост?"
Глава МВФ Хорст Келер подверг критике как экономический план администрации США, чреватый "двойным дефицитом" - дефицитом бюджета и платежного баланса, который угрожает стабильности доллара, так и нерешительность финансовых властей зоны евро, которые не спешат проводить более активную денежную политику, чтобы подстегнуть деловую активность. Европа слишком сильно полагается на восстановление экономической активности в США и не предпринимает достаточно усилий для того, чтобы стимулировать собственный экономический рост, заявлял Келер накануне встречи в Вашингтоне. "Даже если мы не удовлетворены темпами роста в Америке, все же они вдвое выше, чем в Европе, - сказал он. - Я не думаю, что США правы всегда и во всем, но в экономических вопросах европейцам, прежде чем жаловаться на США, нужно прежде привести в порядок собственный дом. Они должны показать себя в роли лидеров". Келер в очередной раз назвал причиной застоя европейской экономики нерешительность в проведении структурных реформ, в первую очередь в области рынка труда и пенсионной системы.
Европейские финансовые лидеры даже не пытаются отрицать справедливость всех упреков в нерешительности, звучащих в их адрес. И все же они, очевидно, не верят, что риск политических потрясений в мире окончательно ушел в прошлое и его можно сбрасывать со счетов. Никто не может гарантировать, что мир в Ираке и на Ближнем Востоке в целом установился всерьез и надолго, что "ястребы" в администрации Буша не организуют новую войну - против Северной Кореи, Сирии, Ирана или еще кого-то. В этих условиях любые решительные манипуляции рычагами денежной политики будут бессмысленны, они не смогут подстегнуть экономику, отягощенную политическими рисками, и власти впустую растратят имеющиеся возможности для влияния на хозяйственную конъюнктуру.
Подобные аргументы, отражающие, похоже, общую логику европейцев, прозвучали накануне встречи в Вашингтоне из уст главы Центробанка Люксембурга Ива Мерша. "Абсолютно преждевременно говорить, что все факторы неопределенности остались позади, - заявил он 10 апреля, когда войска США без боя вступили в Багдад. - Я не спорю, что существует пространство для снижения процентных ставок, но это не единственный фактор, который стоит учитывать". Проблемы глобальной безопасности продолжают сохранять свое значение в новом террористическом мире, а размер издержек, которые придется понести в связи с этим, неизвестен. Руководители центробанков должны ответить на вопросы о долгосрочных последствиях, которые война против терроризма будет иметь для торговли, сферы пассажирских транспортных перевозок, как она повлияет на глобализацию, прямые иностранные инвестиции, на уверенность потребителей и деловых кругов. "Сейчас, когда война окончена, каким образом США будут решать проблему двойного дефицита? Кто будет платить по счету? - поделился своими сомнениями Ив Мерш. - У США огромная экономика, и если существует неопределенность в области частного потребления, внешнего спроса, инвестиций и общественных финансов, приходится задаваться вопросом, откуда может возникнуть экономический рост?"
Снижать или не снижать?
В Европе не верят, что снижение ставки может оказать существенное позитивное воздействие на экономический рост в условиях, когда для этого нет фундаментальных оснований. Поэтому ожидать, что ЕЦБ в ближайшее время пойдет на снижение ставки, вряд ли стоит, даже несмотря на то что уровень инфляции в странах зоны евро, по последним данным, окажется ниже запланированных двух процентов. Как заявил на прошлой неделе Ив Мерш, само по себе нынешнее замедление инфляции не является аргументом в пользу снижения ставки. Чуть иначе расставил акценты президент Бундесбанка Эрнст Вельтке: он заявил, что таким образом открывается возможность для снижения стоимости заимствований. Однако, по мнению Вельтке, пока еще даже предыдущие снижения ставок не в полной мере оказали свое воздействие на экономику.
Есть еще один фактор, который может удержать европейцев от смягчения денежной политики, - серьезное снижение цен на нефть. За прошедший месяц нефть подешевела более чем с 30 долларов за баррель почти до 25 долларов. И существенно возросла вероятность, что во второй половине года возобновится экономический рост. "Европейский центробанк снижал ставку значительно менее агрессивно, чем ФРС. Похоже, что фаза понижения ставок окончена. Хотя ФРС сейчас не дает прогноза на собственные действия, но, возможно, что уже в следующем году можно ожидать повышения ставок. В такой ситуации маловероятно, что ЕЦБ пойдет на смягчение денежной политики", - говорит председатель финансового комитета банка "Держава" Алексей Скородумов. Из этого следует, что в ближайшее время рост курса евро по отношению к доллару возобновится и в течение года, как и прогнозировалось, курс единой валюты может достичь отметки 1,15 доллара за евро.