Пошаговые технологии

Рейтинг
Москва, 28.04.2003
«Эксперт» №16 (370)
Очередной рейтинг, подготовленный "Эксперт РА", свидетельствует о том, что массовое "производство консалтинговых услуг" окончательно уступило место индивидуальному проектированию бизнеса клиента

Российский рынок консалтинга вступил в очередной этап своего развития. И проявилось это не только и даже не столько в рекордных темпах развития. По итогам 2002 года объем выручки 150 консалтинговых групп России (без учета деятельности международных компаний) увеличился по сравнению с прошлым годом на 70% (!) и составил 9,5 млрд рублей. Но гораздо важнее то, что стоит за этими цифрами. Структура рынка консалтинговых услуг за последний год кардинально изменилась. Сейчас впереди те, кто одновременно предлагает конкретные, пошаговые улучшения в бизнесе клиента (пошаговые технологии) и эксклюзив, недоступное конкурентам ноу-хау.

Максимализм переходного возраста

За последние три года российский консалтинг прошел довольно извилистый путь, что наглядно демонстрирует структура рынка консультационных услуг.

В 1999-2000 годах, как это ни странно звучит (все же уже не начало 90-х), на рынке преобладал романтический настрой, этакий юношеский максимализм. У консультантов - масса амбиций при минимуме опыта; клиенты же, ошарашенные кризисом, искали в консультантах спасения от всех бед, буквально хватались за соломинку.

Работа консультантов того периода строилась по упрощенной схеме. Прежде всего на подготовительном этапе клиенту долго рассказывали о максимальном эффекте, которого он может достичь (при этом скороговоркой сквозь зубы постоянно произносилось предупреждение: "При условии корректного исполнения всех рекомендаций"). Далее непременным атрибутом консалтингового портфеля был так называемый учебник жизни - услуги по стратегическому планированию (на их долю пришлось тогда 14,5% от общего объема рынка). Кстати, порой эта услуга была учебником в полном смысле слова - клиент просто получал аккуратно сброшюрованные и слегка адаптированные переводы западных монографий.

По идее, раскрыв всю эту красивую обертку, клиент уже через несколько месяцев должен был возмутиться. Однако консультанты, люди неглупые, понимали это. И поэтому одновременно с абстрактными советами давали что-то осязаемое. Чаще всего предлагались услуги в области информационных технологий (системная интеграция). Доля выручки консалтинговых компаний в этом направлении тогда составила 20,6% от общего объема рынка.

В результате довольны остались все. Консультанты в 2000 году нарастили выручку на 60%. А клиенты снисходительно простили им некоторую наивность, ведь у большинства от сотрудничества остался полный комплект модного тогда "И-бизнеса": и оборудование, и программное обеспечение. О пользе этого снаряжения тогда еще серьезно не задумывались. Лучшее свидетельство тому - доля услуг по управленческому консалтингу в области информационных технологий составила всего лишь 10%.

Прощание с прошлым

В 2001 году клиенты, устав ожидать обещанного и копаться в огрехах исполнения рекомендаций, стали во многом разбираться самостоятельно. Благо появилось достаточно и литературы, и семинаров-тренингов для управленцев.

Клиенты перестали смотреть на консультантов "снизу вверх". По мнению Дмитрия Садкова, дирек

Новости партнеров

«Эксперт»
№16 (370) 28 апреля 2003
Поглощение
Содержание:
ЮКОС + "Сибнефть" = ЮКОС

В объявленном слиянии нефтяных компаний не вызывает сомнений пока только одно: кто-то из крупнейших акционеров "Сибнефти" продал свои акции ЮКОСу. Остальным акционерам "Сибнефти" ничего не остается, кроме как договариваться с ЮКОСом о взаимовыгодных принципах поглощения

Международный бизнес
Наука и технологии
Культура
Реклама