Последний бастион

Уровень энерготарифов - единственный бастион, который нельзя сдавать на пути вступления нашей страны в ВТО

Около года назад Минэкономики поведало о тех камнях преткновения, которые мешают скорейшему вступлению России во Всемирную торговую организацию. До сих пор с нашими партнерами по переговорам не найдено компромиссов по вопросам, касающимся размера субсидий сельскому хозяйству, допуска иностранцев на финансовые рынки, цен на электроносители в России. Последний вопрос - центральный, и именно от его решения будет зависеть дальнейшая судьба России - и экономическая, и политическая.

Главный торговый партнер России - Европейский союз, и именно с ним сложнее всего договориться. Евросоюз предлагает России либерализовать энергорынок, сократить сверхгосрегулирование, приравнять внутренние цены на энергоносители к мировым, чтобы не субсидировать российский рынок вопреки правилам ВТО. В результате, по мнению европейцев, большинство отраслей от повышения цен на энергоресурсы не пострадает, зато в стране в целом вырастет энергосбережение и экономика станет более рыночной, после чего Россию примут в ВТО.

Но возникает ряд вопросов. Во-первых, с чем выравнивать цены? В то время как существует понятие "мировая цена на нефть", понятие "мировая цена на электроэнергию" отсутствует. Цена на электроэнергию сильно колеблется в пределах того же Евросоюза. Так, в одной Германии разница в ценах на электроэнергию от 30 евро за мегаватт в час до 60. В Норвегии дешевле, в Италии дороже - единой цены нет.

Во-вторых, по какому праву нам выдвигают нестандартное требование ВТО выровнять цены? Стандартное требование - прекратить экспортные субсидии, однако у нас нет специальной цены электричества для экспортеров и всех остальных, никто никому никаких поблажек не делает.

В-третьих, претензии относительно госрегулирования не оправданны. Опять-таки посмотрим на Европу: в Евросоюзе пятнадцать стран, цены на энергоносители регулируют в десяти из них по причине монопольности рынков. В шести странах из пятнадцати рынка электроэнергии вообще нет. Например, во Франции существует стопроцентный государственный монополист Electricite de France, по сравнению с которым РАО ЕЭС - верх либерализма. То есть в отношении России применяется политика двойных стандартов.

И наконец, последнее. Россия не виновата в том, что богата энергоресурсами, что в результате может позволить себе дешевое электричество. Заставлять Россию поднимать цены на энергию - все равно что заставлять китайцев продавать рис по ценам мирового рынка внутри страны.

Однако при всей убедительности вышеприведенных доводов ЕС не желает идти на компромисс. Это доказывает еще и ситуация с рыночным статусом, который ЕС на словах присвоил России, а фактически зачеркнул его оговоркой об особых ситуациях с ценами на энергоносители.

В дальнейшем, если партнерские отношения с ЕС так и не будут достигнуты, Россия пострадает еще больше. Грядет расширение ЕС. По правилам Евросоюза, десять новых членов ВТО (Прибалтика, страны Восточной Европы, Кипр и Мальта) будут вынуждены поднять ввозные пошлины на ряд товаров, в том числе и российского происхо

Новости партнеров

«Эксперт»
№16 (370) 28 апреля 2003
Поглощение
Содержание:
ЮКОС + "Сибнефть" = ЮКОС

В объявленном слиянии нефтяных компаний не вызывает сомнений пока только одно: кто-то из крупнейших акционеров "Сибнефти" продал свои акции ЮКОСу. Остальным акционерам "Сибнефти" ничего не остается, кроме как договариваться с ЮКОСом о взаимовыгодных принципах поглощения

Международный бизнес
Наука и технологии
Культура
Реклама